Сложно представить себе человека, который ни разу не слышал или не видел картину Репина «Не ждали». Ведь даже название произведения вошло в русский язык как крылатая фраза, и мы часто её используем. Но мало кому известно, что тот вариант который представляют нам в книгах и школьных учебниках далёк от первой, оригинальной версии, которая была создана задолго до её появления.
Известный сюжет — это тот где революционер неожиданно для домочадцев возвращается из ссылки домой. Полотно было написано в 1898 году. Кажется, что на картине Репин изобразил все человеческие эмоции, которые олицетворяют герои произведения: мальчик радость, мать испуг и восхищение, девочка напряжённость, горничная жалость и сдержанное осуждение, а главный герой нерешительность и усталость.
Все это пропитано тяжёлой атмосферой, которая грозовым облаком нависла над комнатой где происходит действо. Художник изобразил лишь немую паузу и первую минуту пребывания неожиданного гостя дома. Тем самым Илья Репин даёт зрителю пищу для размышления, где нужно самому ответить на несколько вопросов:
Примут ли бывшего заключенного обратно в семью или нет?
Обнимет его мать, или сдержит эмоции и сядет обратно на стул?
И вообще, что будет дальше?
Стоит отметить, что на женщине надето чёрное платье и чепец. Похоже тем самым мастер показал, что она смирилась с тем, что больше никогда не увидит сына.
Первоначальный сюжет картины «Не ждали» был создан за пятнадцать лет (1883 год) до того, как ее привычный нам вариант был представлен широкому кругу зрителей. На полотне все та же атмосфера неожиданного возвращения.
Только вместо революционера роль главного героя отведена девушке — курсистке, которая возвратилась домой после учёбы. Лицо девушки напоминает дочь художника Надю. Скорее всего образ был списан с неё.
Картина получилась не очень удачной, так как зритель просто не поверил бы персонажам картины, и не получил бы столько эмоций, сколько от второго варианта.
Ну что здесь такого? Чего испугались сидящие за столом люди? Может быть отчисления гимназистки? Если присмотреться, то по эмоциям главной героини видно, что она чувствует себя виноватой. Но думаю вы согласитесь, что это не так страшно и неожиданно, как возвращение ссыльного отца семейства. Хотя в то время это считалось довольно стыдной ситуацией.
Есть предположение, что курсистка так же вернулась из мест не столь отдалённых. Но выглядит она не так плохо, как её «последователь». Все таки Репин много писал на тему революции, и эта картина была самой первой его работой из серии.
Не понятно почему он скрывал её от общественности довольно длительное время. Кстати дописывал он её только после того, как представил на выставке «Не ждали», которая известна нам. До этого полотно с изображением курсистки пылилось в загашнике у мастера в виде эскиза. Но оно так и не стало популярным даже после того, как Илья закончил полотно.
Обе картины экспонируются в Третьяковской галерее в Москве.