На протяжении всей истории художники пытались ниспровергнуть общепринятые убеждения и ценности и побудить людей взглянуть на жизнь по-другому через свои работы. В конце концов в этом и заключается роль художника. Удивителен тот факт, что некоторые произведения, считающиеся сегодня культовыми и широко известными, подверглись негативной критике и не были признаны на момент их создания.
Эти семь смелых произведений искусства потрясли мир и считаются самыми противоречивыми в истории. Когда они были представлены широкой публике, их долгое время считали слишком графичными, пугающими, неправдоподобными или нескромными, но сегодня они являются шедеврами искусства.
1. Микеланджело, «Страшный суд», 1536–1541 гг.
С того момента, как в 1541 году был обнародован «Страшный суд» Микеланджело, он сразу стал неоднозначным. Зрители были в равной степени изумлены и напуганы, когда увидели это хаотическое изображение Второго пришествия Христа.
Обнаженные тела появлялись в искусстве еще до Микеланджело, но что потрясло зрителей, так это широкая демонстрация обнаженной натуры повсюду, как обычных людей, так и мучеников. Религиозные официальные лица выступили против фрески по ряду причин, включая тот факт, что Микеланджело решил изобразить Иисуса в классическом стиле языческой мифологии.
В ходе кампании, получившей название «фиговый лист», на открытые части тела 300 фигур были нанесены кусочки ткани и растительного мира, что изменило характер оригинального произведения искусства. Некоторые из них были позже удалены в рамках реставрации 20-го века. К тому времени, однако, революционное искусство Микеланджело уже оказало глубокое влияние на историю искусства.
2. Караваджо, «Святой Матфей, и ангел», 1602 г.
Жизнь художника эпохи барокко Караваджо была более противоречивой, чем любая из его работ, учитывая тот факт, что он умер в изгнании после того, как был приговорен к смертной казни за убийство. Но за несколько лет до этого инцидента Караваджо создал ныне утерянную картину «Святой Матфей, и ангел», написанную для капеллы Контарелли в Риме.
Больше всего критиков расстроил нетрадиционный выбор Караваджо, — святого он изобразил в виде бедного крестьянина. Другими проблемными чертами были грязные ноги святого Матфея и то, как изображение подразумевало его неграмотность, как будто ему читал ангел. В конце концов заказанная работа была отклонена и заменена картиной Караваджо «Вдохновение святого Матфея», которая представляет собой похожее, но более стандартное изображение события.
3. Эдуард Мане, «Завтрак на траве», 1863 г.
Знаменитая работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве» была забракована Парижским салоном в 1863 году. Вместо этого, она была выставлена в «Салоне отказов», где вызвала настоящий скандал.
Во-первых, «Завтрак на траве» был написан на холсте размером 81,9 104,1 дюйма, в масштабе, который обычно использовался для важных исторических или мифологических композиций. Решение Мане изобразить обычную сцену завтрака друзей в таком масштабе было воспринято как вопиющее пренебрежение условностями классической живописи.
Более того, беззастенчивое присутствие обнаженной женщины в окружении полностью одетых мужчин в современной одежде шокировало как искусствоведов, так и общественность. Даже стиль рисования Мане на этой картине считался шокирующим, поскольку контраст между светом и тьмой был гораздо более явным, чем было приемлемо в то время. Явный отказ Мане следовать традиционным методам в «Завтраке на траве» часто рассматривается как отправная точка для современного искусства.
4. Томас Икинс, «Клиника Гросса», 1875 г.
Картина Томаса Икинса 1875 года «Клиника Гросса» долгое время считалась одним из величайших произведений XIX века и иконой американского искусства. Но, изображение хирургической операции, проводимой доктором Сэмюэлем Д. Гроссом и его коллегами также было спорным с момента ее представления публике.
Стремясь продемонстрировать свой талант и научные достижения Медицинского колледжа Джефферсона в Филадельфии, Икинс помещает зрителя прямо в центр хирургического амфитеатра.
Но фактическое изображение операции было сочтено слишком графическим, и картина была отклонена Филадельфийской выставкой столетия. Лишь столетие спустя «Клиника Гросса» была признана шедевром как с точки зрения художественных, так и научных достоинств.
5. Марсель Дюшан, «Фонтан», 1917 г.
Несмотря на то, что на момент зарождения эта работа была спорной, «Фонтан» экспериментатора Дада Марселя Дюшана вошел в историю. Он стал пионером в концептуальном искусстве, которое существует и по сей день.
Для создания работы Дюшан просто купил писсуар на фабрике, подписал его псевдонимом Р. Матт и отправил в Общество независимых художников. Эта «работа» была забракована, что было почти комично, поскольку сам Дюшан был соучредителем и членом совета директоров группы. Некоторые даже задавались вопросом, не был ли «Фонтан» розыгрышем.
Журнал Дада «Слепой» защищал писсуар, называя его искусством, потому что художник видел его таковым. Общество же было глубоко оскорблено этой работой, назвав ее неприличной и аморальной. Наперекор обществу, Дюшан профессионально сфотографировал писсуар и выставил в галерее знаменитого фотографа Альфреда Штиглица. Тот аргумент, что любой объект может стать произведением искусства, произвел революцию в художественной практике, и продолжает оказывать влияние даже сегодня.
6. Пабло Пикассо, «Герника», 1937 год.
Огромная картина Пикассо «Герника» изображает резню в городе Басков в 1937 году, и с тех пор является символом каждого города, когда-либо подвергшегося бомбардировке или разрушению во время войны. Это одно из самых сильных художественных обличений фашизма. Картина была предметом споров на протяжении многих лет из-за ее сильного критического послания.
Первоначальная реакция на картину была в высшей степени критической. Даже Советы, которые встали на сторону испанского правительства против Франции, раскритиковали эту работу. Критики считали, что только реалистическое искусство может иметь политические или социальные последствия.
Пикассо отказался выставлять «Гернику» в Испании, пока там не восстановится справедливость. Картина демонстрировалась по всей Европе и США, пока, наконец, не была возвращена в страну происхождения в 1975 году после смерти художника.
7. Роберт Раушенберг, «Стертый Де Кунинг», 1953 г.
В 1950-х годах легендой считался голландский американский художник Виллем Де Кунинг. Он был одним из величайших художников движения абстрактного экспрессионизма того времени. Его имя вызывало трепет и уважение. Когда молодой, начинающий художник Роберт Раушенберг в 1953 году попросил у Де Кунинга одну из его картин, последний поначалу отказался.
В конце концов, он дал Раушенбергу рисунок, который создавался с помощью угля и жирного карандаша. То, что сделал Раушенберг дальше, было совершенно неожиданным. Он стер картину, превратил ее в чистый белый квадрат и назвал своей.
00На распространение этой «работы» ушло около десяти лет. Общественный отклик был смесью удивления и отвращения. Был ли Раушенберг молодым гением, превосходящим мастера? Это вандализм? Можно ли это вообще назвать искусством? Одним из людей, на которого это не произвело никакого впечатления, был Де Кунинг, который назвал эту идею «банальной». Сегодня произведение искусства находится в Музее современного искусства в Сан-Франциско.