Образ Марии Магдалины во все века вдохновлял художников. Это практически единственный образ христианской мифологии, который писали почти все знаменитые художники на протяжении веков. Сюжет картины передает момент покаяния блудницы Марии Магдалины после смерти Иисуса Христа и его воскрешения. Согласно священному писанию женщина в одиночестве удалилась в пустыню, чтобы искренним покаянием и умерщвлением собственной плоти заслужить отпущение грехов.
Однако образ Марии Магдалины не столь однозначен, прямых доказательств того, что она была блудницей, нет. Вот и Тициан изобразил на своем полотне не раскаивающуюся грешницу, а красивую здоровую молодую женщину. Полуобнаженное тело едва прикрыто невероятной красоты волосами, пышной копной раскинувшимися по плечам. Выражение лица женщины совсем не похоже на раскаявшуюся грешницу, скорее оно выражает неподдельное горе и скорбь по горячо любимому человеку. Ее любовь, чистую, искреннюю и прозрачную художник подчеркивает символически, изобразив рядом сверкающий хрустальный сосуд, который светится яркими бликами. Под правой рукой Марии изображен череп как напоминание о скоротечности жизни и неотвратимости смерти. Он отделен от нежной руки женщины раскрытой книгой. А мрачный пейзаж на заднем фоне лишь подчеркивает трагичность образа.
К тому времени, когда создавалась картина, Тициан стал признанным мастером передачи эмоций, душевных терзаний человека, точности в передаче едва уловимых движений и взгляда. Образ Марии Магдалины, написанный художником, совсем не соответствует христианским канонам: здесь нет набожности, смирения и раскаяния. Вместо этого он передал красоту и молодость женского тела, жажду жизни и в то же время великую искреннюю скорбь, гимн вечной любви и верности.
Моделью для написания образа Магдалины послужила Джулия Фестина, которая произвела большое впечатления на художника, поразив его яркой рыжей копной волнистых волос. По свидетельству современников Тициан не был равнодушен к женскому полу и все его женщины так или иначе становились музами и моделями. И благодаря им до наших дней сохранился образ венецианской женщины: дородной пышнотелой красавицы с копной золотистых волос.
Полотно выполнено по заказу герцога Франческо дела Ровере. Эта картина долгое время хранилась в мастерской художника, пока в 1581 году ее не выкупил для своей коллекции шедевров один из венецианских патрициев Барбериго. Эта картина передавалась по наследству членам прославленного рода, пока ее не выкупил санкт-петербургский Эрмитаж.
Картина в свое время настолько поразила герцога Гонзаго, что он заказал художнику написать копию. Впоследствии Тициан написал еще несколько работ, используя этот сюжет и модель, лишь меняя фон и немного видоизменив позу кающейся грешницы.
Картина «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана настолько впечатлила не только современников, но и потомков, что послужила образцом для написания подобных сюжетов. Всего на нынешний день в мире существует порядка десяти копий знаменитого полотна.