Викторина Мёран родилась в Париже в 1844 году. В шестнадцать лет она начала позировать художникам Города Света. Студенты Томаса Кутюра, которым она служила моделью, называли ее Креветкой. Это не было злой шуткой. Скорее, это была вполне удачная метафора сочетания цветов её волос и кожи. Викторина, вероятно, встретила свою судьбу в лице Эдуарда Мане два года спустя.
Мане был богатым денди и считался бунтарём. С самого начала своего обучения у Кутюра он ставил под сомнение все нормы. Вместо того чтобы послушно и вдумчиво нарисовать человека, принимающего позу древнего гладиатора, он потешался над ним.
Он не слушал своего учителя, проверяя его терпение. Однажды, в отсутствие Кутюра, он убедил модель, которая собиралась позировать без одежды, вместо этого остаться одетой. Кутюр чуть не выгнал непокорного студента.
Мане встречает свою музу
Мане и Викторина встретились в 1862 году. Их первая встреча до сих пор окутана тайной. О ней есть три совершенно разные истории.
По первой художник должен был встретить девушку в гравировальной мастерской её отца. Согласно второй, Мане выловил Викторину из толпы перед парижским Дворцом правосудия. Третья версия кажется наиболее вероятной из всех. Мане, подмастерье Кутюра, и Викторина, его модель-ученица, должны были познакомиться друг с другом в студии, и когда это случилось, аура скандала надолго прикоснулась к ним.
Пять франков за три часа позирования
Викторина позировала художникам, хотя это была не особо прибыльная или престижная работа. И всё же лучше, чем проводить всю жизнь, работая прачкой или прислугой. Позже, когда богема уже переехала с Монмартра на Монпарнас, три часа моделирования стоили пять франков.
С одной стороны, эта сумма превышала финансовые возможности многих художников. С другой стороны, такая зарплата не гарантирует достойной жизни. Тем не менее в определённые дни группа добровольцев собиралась на одном из перекрёстков бульвара Монпарнас. Неизвестно, сколько именно Викторина заработала, позируя Мане, но она была его любимой моделью в течение восьми лет (1862–1874).
Первые результаты сотрудничества этой пары вызвали возмущение парижан. В 1862 году Мане создал картину «Уличная певица». Изначально он планировал увековечить аутентичную певицу, которую встретил на улице, на холсте, но женщина отказалась позировать. Её заменила Викторина, одетая как музыкант, с гитарой в одной руке и трубкой в другой.
«Критикам и публике не понравилось то, что художник взял девушку из социальной низины в качестве героини, что он показал её характер со всей реалистичностью».
До 1863 года он создал знаменитый «Завтрак на траве», который возмутил общественность. Критики не могли поверить, что на одном снимке можно было запечатлеть полностью обнажённую женщину рядом с двумя полностью одетыми мужчинами.
Дамы без одежды допускались при условии использования их в аллегорическом изображении, например, Венеры или кормящей Мадонны. Шок, вызванный картиной, привёл к её отклонению жюри Салона, то есть периодической большой выставки живописи.
Это был год, когда жюри отклонило три из пяти тысяч поданных заявок. Недовольство художников, для которых Салон часто означал быть или не быть в институциональной художественной жизни, оказалось настолько велико, что император Наполеон III приказал выставить все работы.
На художника поаесили всех собак, а его модель, личность которой не была секретом, имела совершенно запятнанную репутацию. «Падшая женщина» — одно из самых лёгких оскорблений в адрес Викторины.
Неудачная для Мане выставка получила название «Салон отвергнутых». Однако живописец не отказался от эпатажа, и красавица Викторина продолжала ему позировать. Через два года после «Завтрака на траве» во время Салона при дневном свете возникла другая, ещё более смелая картина.
Позируя Олимпии, Викторина показала всё, что могла. Она точно не стала любимицей парижских ценителей искусства.
Картина «Олимпия» только подтвердила мнение о ней как о шлюхе. Искусствоведы XIX века и общественность того времени так сильно отождествляли модель Мане с его неприличными образами, что и сегодня её считают простой девушкой, а иногда и известной парижской куртизанкой.
Студент Томаса Кутюра
Между тем Викторина Мёран не входила в их число, и её, безусловно, мучила клевета. Она происходила из рабочего класса, но не хотела становиться швеёй или прачкой. С самого начала женщину тянуло к искусству. Вероятно, она была не только моделью учеников Томаса Кутюра, но и училась у него.
В картинах Мане он устремляет взгляд прямо на зрителя. Как вспоминал Адольф Табарант, цитируемый авторами книги «Словарь моделей художников», её лицо казалось суровым, но у девушки были красивые глаза, и его тронули свежие кривые губы.
Биографы Мане имели твердое мнение о Викторине, но не смогли прийти к единой позиции. Одни называли её капризной и шаткой, другие видели мягкость. Сегодня невозможно решить, в чём была правда на самом деле.
Викторина на время исчезла из студии Мане. Однако отсутствие не было связано с «разводом» музы и мастера. По неизвестным причинам мисс Мёран отправилась за границу в 1870-х годах. Она вернулась в Париж в 1885 году, и сразу же поступила на вечерние курсы в частную школу живописи Рудольфа Джулиани. Кроме того, она брала уроки у Этьена Леруа.
Не только живопись
Второй страстью Викторины была музыка. Иногда благодаря ей она тоже зарабатывала деньги. На знаменитой парижской площади Пигаль находилось «Caf de la Nouvelle Athenes» — культовое богемное кафе. Именно здесь Викторина играла на гитаре. Когда её тяготила бедность, она ходила по пабам с шарманщиком и обезьяной на плече.
Известно, что в рамках Салона она неоднократно выставляла свои работы (в 1876, 1879, 1885 и 1904 годах). Викторина, хотя и позировала повстанцам и пионерам новых тенденций в живописи, сама нуждалась в признании. После номинации в 1903 году она стала членом Ассоциации французских художников.
Заработанное тяжёлым трудом признание в сфере живописи долгое время не приводило к успеху в личной жизни. Сначала, конечно, ей приписывали роман с Мане, ведь она не стеснялась позировать без одежды. Во всяком случае, этому слуху верила и… жена художника. Также считалось, что у Викторины был роман с бельгийским академическим художником Альфредом Стивенсом, у которого она работала.
Последние годы жизни
Викторина провела последние десятилетия своей жизни в Коломбе, пригороде Парижа. Она жила там с Марэ Дюфур. Этот педагог по игре на фортепиано, вероятно, был любовником знаменитой музы Мане.
Мужчины, которые не верили, что женщина может добиться успеха в мире искусства в XIX веке, упорно продавали версию о том, что Викторина умерла относительно молодой, будучи блудницей, погрязшей в алкоголизме.
О том, что она сама была талантливой художницей, что у неё были свои цели, мечты, успехи и, наверное, ещё и счастливая жизнь в компании любимого человека, никто не хотел вспоминать.