Фотоискусство отличается от живописи тем, что создавать красивые фотографии фотографам порой приходится буквально за секунды. Поэтому в таких условиях правила композиции в кадре нужно усвоить до автоматизма. Причём не так важно, чем снимать. Настоящий мастер создаст шедевр и с помощью старого мобильного телефона. Человеку же, не обладающему вкусом и художественной интуицией, и лучшая зеркальная камера не поможет.
При этом следует учесть, что правила компоновки кадров меряют не по линейке, ведь предметы обладают разной значимостью, а их цвет создаёт иллюзию расширения или сужения цветового пятна, многое зависит также от расположения предмета на плоскости. Кроме того, как заметил, рассуждая о цвете, колорист Иттен, чтобы создать гармоничную композицию, для каждой пары дополнительных цветов (красный + зелёный, синий + оранжевый, желтый + фиолетовый), площади цветовых пятен должны находиться друг к другу в разных отношениях, размер одного из них должен быть больше, а другого – меньше.
Детали композиции
Доминанта
В учении о композиции принято, что доминантой (главной деталью) становится ярко выделяющийся элемент (самый маленький, самый большой, другого цвета). В абстрактной композиции оно так и есть, но в фотографии к этим характеристикам добавляется реалистичный сюжет. В качестве объекта притяжения в фотопортрете могут выступать детали, которые человек по своей природе всегда выделяет. Это фигура человека (в том числе, силуэт) и, конечно же, глаза. Также привлекает зрителя активное действие, причём, чем оно необычнее, тем больше будет внимания к снимку.
Разрыв композиции
Замечали ли Вы, что иногда фотография смотрится как два разных снимка, разделённых пустым пространством. Например, сверху изображено озеро с кусочком заката, а снизу – фигура человека, визуально отделённая от верхней части. Это ошибка, называемая «разрывом композиции». Причина этого эффекта в том, что детали композиции настолько отдалились друг от друга, что перестали друг с другом взаимодействовать. В этом случае композиция «разваливается».
Горизонт
Манипулируя горизонтом, можно создать различные эффекты, например, если поместить объект на фото с низким горизонтом, фотография приобретёт черты монументальности, в то время как завышенный горизонт придаст фотографии оттенок лирики. Не всегда горизонт должен быть строго горизонтальным (да – да, пьяный горизонт не всегда воспринимается зрителем как явная ошибка)! Иногда с помощью наклона горизонта можно уравновесить элементы или придать им динамику. А если в линиях кадра уже присутствует диагональ (холм, берег реки и т. Д.), эту линию можно с выгодой использовать. Движение сверху вниз от левого края композиции придаёт кадру ощущение тоски, а движение снизу вверх, напротив, приподнимает настроение.
Эмоции и движение в кадре
В кадре необходимо оставлять свободное пространство в зависимости от сюжета. Это можно сравнить с тем, что модели нужно «место» для разворачивания действия. Если модель бежит, нужно оставить место впереди неё, а если за объектом тянется след (например, на воде) или объект размыт в движении, то место следует оставить сзади. Эмоции тоже требуют пространства для своего выражения. Так, чем более взволнован человек, чем сильнее его чувства, тем больше пространства следует оставлять вокруг его лица и фигуры, и наоборот, чем более спокоен и задумчив человек, тем меньше будет «воздуха» на снимке.
Ритм
Ритм в кадре создаётся с помощью повторяющихся элементов. Кадр с ритмом всегда интереснее, чем кадр без него, но этот ритм должен логично вписываться в фотографию, не должен быть механическим или искусственно привнесённым в кадр без всякого смысла. Ритм может быть создан даже с помощью отражения модели в зеркале или деталей одежды. И, конечно же, если какой — то элемент «ломает» ритм, он сразу же привлекает к себе повышенное внимание.
В фотографии есть множество различных деталей, которые способны выделить профессиональный снимок среди любительских. Кроме композиции важно цветовое решение кадра, психология модели, экспозиция, и порой просто удачный момент. При сочетании всех элементов, в серии из множества похожих и не очень удачных кадров может появиться один выдающийся — и результат стоит таких трудов!