Мало в мире таких объектов, которые бы так или иначе изменили всю мировую торговлю. Одним из таких стал Суэцкий канал в Египте, торжественная церемония открытия которого прошла 17 ноября 1869 года. Этот канал соединяет Средиземное и Красное моря. Самым первым судном, которое прошло по нему, была яхта «Эгль». На ней тогда находилась французская императрица Евгения, жена Наполеона III, а также главный инженер объекта — Фердинанд Мари де Лессепс.
Строительство Суэцкого канала — это грандиозное событие для своего времени. Начальный этап возведения проходил с использованием принудительного труда самых бедных слоёв египетского населения, и лишь позже от такого подхода к делу отказались. Если обращать внимание именно на техническую сторону строительства, то она была не такой уж тяжёлой (относительно, конечно) — это был просто ров в 163 километра длиной, не оснащённый гидросооружениями в виде шлюзов и т.д.
Тем не менее, это был дорогой проект, и за годы его строительства Египет стал банкротом, о чём было объявлено в 1876 году.
Кому нужен был этот канал
Разумеется, не Египту, хоть он и надеялся получить свои дивиденды. В первую очередь канал был выгоден Великобритании и Франции, самым могучим торговым державам Европы того времени. Как только Египет разорился на строительстве нужного им канала, британцы и французы тут же предложили египтянам набрать у них кредитов — это было предложение, от которого нельзя отказаться. Таким образом, Египет, а вместе с ним и невероятный по значимости канал, попали в полную зависимость от двух европейских стран. А если учесть, что за полгода до окончания строительства Суэцкого канала была введена в строй ещё и Первая трансконтинентальная железная дорога в США, то значение канала ещё более возрастало, ибо два этих важнейших объекта —- звенья одной огромной глобальной торговой цепи.
Первая трансконтинентальная железная дорога соединяла западное побережье североамериканского континента с восточным, а Суэцкий канал позволял кораблям проходить между Европой и Азией без длительного огибания Африки. То есть движение товаров по миру по времени буквально за год стало на порядок быстрее, а значит и прибыль гораздо больше.
Как уже было сказано выше, Суэцкий канал был полезен определенным силам не только экономически, но и политически. Помимо взятия под контроль Египта он позволил европейцам подминать под себя и многие другие страны на африканском континенте.
На сегодняшний день Суэцкий канал всё-таки приносит деньги именно Египту. Причём, по оценкам специалистов, средства эти едва ли не больше, чем средства за туризм и добычу полезных ископаемых, так что значимость канала для египтян переоценить сложно.