В истории кладоискательства имеется один клад — Корабль «Ваза», который, не содержа в себе золота, серебра и бриллиантов, оценен гораздо выше, чем все эти вещи. Этот боевой парусный корабль, который затонул в начале XVII века, пролежал более 300 лет на дне морском, даже был утерян, и отыскан только в середине века XX-го.
Примерно тогда же он был поднят, и сейчас экспонируется целиком как один из самых ценных шедевров старинного мирового кораблестроения. Имя этому кораблю – «Ваза» (Васа), и он являлся флагманским кораблем всего шведского флота, одного из самых могущественных в Европе в те времена. И это единственный древний корабль, сохранившийся в настолько прекрасном состоянии, что любой миллиардер мог бы дать за него все свое состояние. Это ли не самый настоящий клад, поднятый со дна моря?
История этого поистине эпохального корабля такая. В 20-х годах XVII века шведский король Густав II Адольф, после подписания мира с Данией и Россией, решил модернизировать свой флот и построить несколько самых современных кораблей, одним из которых должен был стать «Ваза» — флагманский корабль флота, морская резиденция самого короля (кстати, «Vasa» — это фамилия известной королевской династии Швеции).
Деньги на создание корабля были положены немалые, над ним трудились самые лучшие мастера. Соответственно «Ваза» уже тогда строилась как самый настоящий музейный шедевр.
На воду корабль был спущен со стапелей верфи Блазиенхольмен в Стокгольме поздней осенью 1627 года, и до лета следующего, 1628 года достраивался на воде. Было проведено множество испытаний, и ни одно не выявило каких-то нарушений. Тем не менее 10 августа того же года при маневрах на рейде Стокгольма огромный корабль, набравший в паруса слишком много ветра, перевернулся и пошел ко дну. При этом ушло из жизни до 200 человек из числа команды и приглашенных на праздник женщин и детей.
«Ваза» погрузился на дно на ровном киле на 30-метровой глубине, затем лег на борт и исчез с поверхности окончательно. Произошло это всего в 100 метрах от острова Бекхольмен, который находится при выходе из залива Стокгольма.
Естественно, король был очень разочарован и приказал провести тщательное расследование трагедии, а виновных наказать. Однако в ходе следствия выяснилось, что непосредственным виновником трагедии был сам король, который постоянно вмешивался в процесс строительства корабля, определяя его размерения и прочие детали.
Все эти «королевские доработки» привели к тому, что корабль оказался малоустойчивый в некоторых ситуациях, одна из которых как раз и случилась 10 августа. А так как в те годы никто корабли по проектам не строил, то и копаться в деталях было бессмысленно. Таким образом расследование само собой затухло, и больше о нем никто не вспоминал.
Были попытки вытащить корабль целиком еще тогда, но его так сильно затянуло в ил, что от них быстро отказались. Зато водолазам тех времен, работавших с помощью колокола, удалось вытащить 53 очень ценные бронзовые пушки, остальные 11 тогда поднять не смогли.
После этого о «Вазе» позабыли более чем на 300 лет, пока в начале 50-х годов прошлого, XX века, за его поиски не взялся молодой шведский любитель морской истории инженер Андерс Франсен. К тому времени был забыт не только сам корабль, но даже место, где он затонул. Франсен знал приблизительное место, и принялся за поиски, приспособив для этого мотобот и некоторые приборы, с помощью которых в 1956 году он «Вазу» и обнаружил.
Исследования корабля с помощью водолазов установили, что деревянный корпус практически не пострадал от древоточцев, так как в сильно опресненной воде Балтийского моря их просто нет. К исследованиям подключилось и правительство Швеции, которое решило во что бы то ни стало достать ценный корабль, имеющий для Швеции огромное историческое значение, целиком.
Также на «Вазе» оставались и ценные бронзовые пушки и масса других вещей, которые могли бы стать украшением любого национального морского музея.
В общем, деньги на проведение спасательной операции нашлись, причем даже в избыточном количестве, так как к проблеме подключилось и множество всемирных исторических и морских организаций, для которых сохранение и изучение исторического наследия цивилизаций стоит на первом месте.
В результате очень сложных в техническом плане действий «Вазу» удалось подтянуть к берегу на понтонах, не повредив корпус, и в 1961 году вытащить на воздух. Также водолазы в течение нескольких лет с помощью помп прочесали почти всю акваторию, где затонула «Ваза» и извлекла абсолютно все предметы, которые ей принадлежали.
Пока производился подъем корабля, в Стокгольме был построен огромный павильон, который и стал последним пристанищем легендарного корабля. Кстати, этот музей – один из самых посещаемых не только в Швеции, но и во всей Европе. Таких прекрасно сохранившихся кораблей 400-летней давности в мире практически не существует, и ежегодно музей «Вазы» принимает более полумиллиона посетителей!