Крамской Незнакомка — знатная дама или содержанка
Крамской «Неизвестная» – название картины таит в себе загадку. Никто и в самом деле до сих пор не знает, кого же изобразил художник на этом полотне. Появившись в 1883 году на передвижной выставке в Петербурге, картина мгновенно привлекла к себе повышенное внимание и породила множество споров и толков.
Знатная дама или дорогая содержанка
Общество было в недоумении – кто она, эта красавица – знатная дама или дорогая содержанка? Молодая женщина, изображенная Крамским, несомненно, богата. Ее наряд из бархата и изысканного меха, а также роскошная коляска – лишь подтверждение этому. Но знатна ли она? Незнакомка в коляске могла быть богатой наследницей или женой аристократа. Но многие считали иначе.
В те времена для мужчины из высшего общества иметь на содержании красивую женщину, быть может, актрису, было делом обычным. Одни не хотели связывать себя никакими узами, другие уставали от этих уз. Так или иначе очаровательная содержанка могла скрасить досуг скучающего повесы. Доступ в высшее общество для этих женщин был закрыт, их не приняли бы ни в одном из приличных домов. Но они могли выезжать на прогулки и появляться на больших балах и маскарадах.
Красотой содержанок их обладатели гордились, как гордились породистыми лошадьми. Своих женщин одевали по последней моде, покупали им дорогие украшения и роскошные экипажи. Изысканно и со вкусом одетую даму полусвета легко можно было спутать с дамой из высшего общества. Та и другая зачастую заказывали наряды и выбирали украшения в одних и тех же модных и дорогих салонах.
Споры вокруг картины
Вокруг шедевра Крамского сразу же закипели споры. Один из современников художника, известный критик, считал, что взгляд неизвестной выдает содержанку: «Она одна из тех, кому дорогие меха и наряды достались ценой женского целомудрия», – писал он. Другой, соглашаясь, назвал неизвестную «кокоткой в коляске».
Но отнюдь не все современники Крамского придерживались такой точки зрения. Многие считали неизвестную воплощением неприступности и утонченной элегантности. Именно такой – холодноватой, глядящей чуть свысока, безупречно одетой с головы до ног и должна быть настоящая светская дама.
Современники не скрывали своего восхищения образом неизвестной, ее таинственностью. Героиня Крамского маняще красива:
— бархатные надменные глаза;
— полные губы;
— нежная кожа с легким румянцем.
Добро или зло
Но что она, эта красота – добро или зло? Иван Крамской принадлежал к той достаточно многочисленной части деятелей русской культуры, кто старательно искал ответы на неразрешенные вопросы, волновавшие общество конца XIX века: что есть истина и как жить по правде?
Наверное, каждый, кто увидит портрет «Неизвестной», должен решить это для себя сам. Через двадцать лет после появления «Неизвестной» та же двойственность, присущая женской красоте, отразилась в стихотворении А. Блока с одноименным названием. Как известно, оно посвящено одной из падших звезд, облик которой и послужил для поэта прототипом таинственной незнакомки.
Для сегодняшнего зрителя образ блоковской «Незнакомки» не случайно сливается с портретом «Неизвестной» Крамского: та и другая воплощают тайну, ускользающую красоту, подернутую туманом поэтического воображения.