Слово «опричнина» у современных людей вызывает множество различных ассоциаций. Кто-то восхищается опричниками, а для кого-то они являются жестокими людьми, которые обожали применять нестандартные методы наказаний. В некоторых исторических источниках семилетний период опричнины называют «тьмой кромешной». Она существовала с 1565 по 1572 гг. Негативное отношение многих людей к опричнине основано на вере в мифы, которые сформировались за прошедшие века. Какими были опричники Ивана IV на самом деле?
Во многих учебниках по истории можно увидеть изображение опричника. Как правило, это человек в чёрном кафтане, сидящий верхом на коне. На шее у лошади висит голова собаки, а к колчану для лука опричника привязана метла. Считается, что опричники всегда носили эти символы верности царю. Но многие современники Ивана Грозного вообще не упоминали о собачьей голове, которая встречается только в нескольких сочинениях заморских гостей.
Описания жизни русского народа в них похожи на «сказки» об обычаях туземцев. Также опричники никогда не держали метлу возле колчана, потому что это выглядело бы нелепо и могло создавать неудобство при передвижении. Единственное, что правдиво в легенде о мётлах и собачьих головах — чёрные кафтаны, которые опричники действительно носили.
В некоторых исторических трудах и популярных статьях встречается мнение о том, что без опричнины установление самодержавия в России было бы невозможным. Это связано с тем, что не только Иван Грозный, но и многие другие европейские правители стремились установить абсолютную монархию. Однако, называть русского государя абсолютным монархом — неправильно. Дело в том, что он никогда им не являлся. Его власть ограничивали Земский Собор, Боярская дума, церковь и обычаи народа.
Несмотря на то, что опричники казнили неугодных Ивану людей, добиться единовластия царь так и не смог. Вообще, полноценное самодержавие в России появилось лишь при Петре I.
Ещё одним заблуждением об опричнине является мнение некоторых историков о том, что она представляла собой отличный социальный лифт, по которому могли подняться люди незнатного происхождения. Часть исследователей действительно в это верит. Но реальность была иной. Опричнина являлась структурой, для работы которой требовались различные специалисты: военные, чиновники, мастеровые и так далее. Как правило, в ряды опричников вступали люди, которым царь доверял. Для этого они уже должны были зарекомендовать себя. По сути, опричниками становились потомки русских князей, бояре и дворяне, а простым крестьянам удавалось вступать в их ряды крайне редко. Кроме того, опричнина не продвигала людей по службе, как государственный институт. Некоторым из них удавалось построить карьеру, но это было связано с тем, что сам Иван IV менял фаворитов.
Наконец, самый глупый миф звучит так: опричнина — порождение жестокости Ивана Грозного. Якобы, она была нужна царю для того, чтобы уничтожать заговорщиков и устрашать народ. Но русский государь не был безумцем. Жестокость Ивана — не что иное, как очередная страшилка, не имеющая ничего общего с реальностью. Царь пытался создать централизованное государство, опираясь на представителей служилой знати. При этом, в России всё ещё существовали удельные владения, которые царю не подчинялись. Известно, что князь Владимир Старицкий выдавал грамоты от своего имени и являлся одним из соперников Ивана IV.
Таким образом, мифическая опричнина не имеет никакого отношения к той, что существовала в действительности. Ужас русского народа был связан не столько с жестокостью опричников, сколько с бессмысленностью их действий. Конечно, случались расправы и грабежи, но массовые расправы над крестьянами не были выгодны преданным царским слугам. При Иване Грозном государство страдало от дефицита рабочих рук, поэтому они стремились вывозить провинившихся людей в свои вотчины. Среди опричников находились и весьма практичные люди, которые заставляли крестьян переезжать вместе с их избами.