Миссия любого художественного произведения — вызывать эмоциональный ответ у зрителя. Странный, парадоксальный и, зачастую, пугающий мир молодой американской художница Лэйси Брайант вряд ли оставит кого-то равнодушным.
Именно поэтому ее картины стремительно набирают популярность не только на родине, но и за пределами американского континента.
Лэйси появилась на свет в Луисвилле, в штате Кентукки. Когда малышке исполнилось 5 лет, семья перебралась в Сан-Франциско, под жаркое солнце солнечной Калифорнии. Обстоятельства складывались таким образом, что Лэйси и ее младшему брату пришлось осваивать школьную программу дома.
Свободное время дети проводили, придумывая странные, со сложными сюжетами, игры. Прогулки по округе, многочасовые исследования затхлых развалин викторианских особняков, выцветшие пейзажи пыльного пригорода вдохновили девушку взяться за карандаш и кисть.
Вглядываясь в работы Лэйси Брайант, не оставляет ощущение, что сюрреалистичный мир, созданный художницей, населен странными болезненными образами, живущими на изломе двух реальностей.
Ее творчество — удивительно гармонично составленное единое целое из множества мало связанных между собой событий и вещей. Парадоксальность и многоплановость образов усиливается особой, на первый взгляд, примитивной манерой исполнения.
Казалось бы, такое столкновение концепций должно напротив, порождать дисгармонию изображений. Но только не в картинах Лэйси Брайант!
Это как-будто приоткрыть дверь старого, залитого солнцем, дома, и оказаться в мире, где властвует ледяное отчуждение, страх и ожившие кошмары. Груда старых чашек, провожающих одинокую мужскую фигуру, печально удаляющуюся в лощину, женское лицо, кишащее пауками, обнаженная девушка, созерцающая медленное падение птичьих перьев.
Художница не просто приглашает зрителя в свой мир, но мгновенно делает его частью своей мрачной вселенной, заставляя его участвовать в динамичном, и одновременно застывшем действии саморазрушения.
Отдельного внимания заслуживают женские образы в картинах Лэйси Брайант. В полной мере отдаваясь своей манере примитивного изображения, автор почти не прописывает черты лиц своих героинь.
Но почему же зрителя не оставляет ощущение, что это один и тот же женский образ, всего лишь помещенный в разные закоулки лабиринта без выхода?
Уж не кроется ли разгадка этого феномена в личности самой художницы? Как бы то ни было, женщины в картинах Брайант динамичны, и всегда вовлечены в какой-то мало объяснимый процесс, когда вот-вот должно что-то случится или уже произошло.
Очень интересно наблюдать то, какую роль играют предметы и вещи в иллюзорном мире американской художницы. Они появляются там, где их не должно быть по определению. Винтовая лестница на склоне холма, аквариум с золотыми рыбками на дне русла высохшей реки, лестница из люка в небесах.
Каждый предмет, изображенный на картинах Лейси Брайант — это своеобразный намек, подсказка, объясняющая суть сюжета. Но вот вопрос: хватит ли смелости зрителю ею воспользоваться?
Не будет ли истина, открывшаяся вдруг, столь ужасной, что ее нельзя будет воспринять и осмыслить?
В картинах Лэйси Брайант природа не просто фон. Это полноценный участник происходящих событий. Птицы, насекомые, причудливые растения, небеса и холмы не стремятся ласкать глаз смотрящего умиротворенностью и дружелюбием, а напротив, создают тягостную, порой откровенно мрачную атмосферу надвигающегося ужаса.
Картины Лэйси Брайант безусловно интересны. Ее творчество — умелая игра с собственным и чужим подсознанием. Ловко манипулируя эмоциями, художница заставляет зрителя вернуться, чтобы еще хотя бы разок взглянуть на то, как не бывает.