Линкоры в течение нескольких десятилетий были королями морей и океанов. Мощные орудия и толстая броня позволяли им не только противостоять другим кораблям, но и защищаться от новых угроз — самолётов и подводных лодок.
Краткая история линкоров
Возрастающее значение артиллерии в морских битвах стало очевидным с XV века, и чем ближе мы подходим к нашему времени, тем более выраженной становится эта тенденция.
Особенно она усилилась в XIX веке, когда технический прогресс в металлургии и химии привёл к появлению бронированной стали, корабельного винта и бездымного пороха. Британия, доминирующая в то время в мировых водах, объединила эти элементы в одном корабле. Новаторский корабль HMS Dreadnought положил начало совершенно новому классу кораблей.
Один взгляд на этот линкор даёт представление о характеристиках этого класса военных кораблей. Это броня, тянущаяся вдоль бортов, основное вооружение в виде тяжёлых орудий, установленных во вращающихся бронированных башнях, а также сложный командный пункт и оптические системы для наблюдения и наведения на цель, состоящие из дальномерной системы.
Они останутся постоянными элементами конструкции линкоров вплоть до их заката в 1940-х годах.
Тип «Ямато» — Японский императорский флот
«Ямато» должен был стать ужасом морей, самым большим кораблём в мире и кнутом для врагов. Строительство планировалось с середины 1930-х годов, и первые два из трёх кораблей этого типа были спущены на воду в 1940 г. Yamato и Musashi поражали своими размерами, их водоизмещение превышало 70 000 тонн.
Такой тоннаж был достигнут только в середине 1950-х годов американскими авианосцами типа «Форрестол». Их длина составляла 265 м, ширина — 39 м, а осадка — 10,5 м. Кроме того, они имели девять мощных орудий калибром до 46см!
Однако их боевая карьера была короткой и неинтересной — они служили только пугалом, поэтому их отправляли в угрожаемые районы. Однако они приняли участие только в двух сражениях: на Лейте, где был потоплен «Мусаси», и на Окинаве, где был потоплен «Ямато».
Единственный раз они открыли огонь по вражеским кораблям на Лейте, где, вероятно, подбили один из американских лёгких авианосцев. В связи с потерями в авианосцах, строительство ещё двух было отменено, а «Синано», оставшийся на стапеле, был переоборудован в авианесущий корабль. Он тоже стал вражеской жертвой и даже не успел вступить в бой.
Тип «Король Георг V» — Королевский военно-морской флот Великобритании
В первой половине XX века британцы властвовали на морях, и для того, чтобы сохранить господство, они вводили в эксплуатацию всё более новые и совершенные корабли.
Линкоры были визитной карточкой Королевского флота и других флотов, поэтому большое внимание уделялось тому, чтобы они были не только многочисленными, но и мощными.
С другой стороны, их строительство и эксплуатация должны были в какой-то мере окупаться, поэтому проводились различные сокращения, снижающие затраты, но влияющие на их боевую ценность. Поэтому они получили стандартный тип орудия главного калибра и сбалансированную броню.
Тип «Кинг Джордж V» должен был заменить более старые корабли, спущенные на воду во время Первой мировой, которые были на порядок меньше и хуже вооружены. В период с 1937 по 1942 год было построено пять кораблей: Король Георг V, принц Уэльский, герцог Йоркский, Энсон и Хоу.
За время службы они не участвовали ни в одном крупном морском сражении решающего значения, хотя преследовали и помогли потопить немецкие линкоры «Бисмарк» и «Шарнхорст».
Один линкор этого типа был потерян. 10 декабря 1941 года «Принц Уэльский» был потоплен японскими торпедными бомбардировщиками вместе с линейным крейсером «Отпор». Это была огромная и неожиданная потеря, ставшая следствием непродуманной тактики и отсутствия достаточного зенитного и воздушного прикрытия для всей корабельной группы.
Тип Айова — ВМС США
Американцы, хотя и старались не вмешиваться в европейские дела, держали руку на пульсе и поддерживали высокий технический уровень своего флота в период между войнами. Они также были реалистами и не верили, что надвигающаяся война всё-таки не разразится. Опираясь на опыт, полученный при создании таких типов кораблей, как «Пенсильвания», «Северная Каролина» и «Массачусетс», был разработан самый передовой тип бронекатера в истории.
Планировалось использовать их в бою с японским кораблём «Ямато». «Айова» также были самыми длинными линкорами с общей длиной 270 метров. Четыре из шести заказанных кораблей были построены: «Айова», «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин».
Это были быстроходные и превосходно вооружённые линкоры, оснащённые самыми современными средствами связи и наблюдения. Кроме того, они получили мощные пушки калибра 406мм и огромное количество зенитного вооружения.
Их скорость и зенитное вооружение предопределили их для работы с авианосцами в составе оперативных групп, и именно так они использовались во время Второй мировой. Впоследствии в отличие от линкоров других типов и линкоров других стран, они не были сняты с вооружения и сданы на слом, а стали важной частью ВМС США, постоянно модернизируясь и переоборудуясь, например, ракетами «Томагавк».
Они принимали участие в нескольких войнах США: в Корее, во Вьетнаме, в Ливане, в Персидском заливе. Они были окончательно выведены из эксплуатации только в начале XXI века и являются кораблями-музеями, хотя, по имеющимся данным, их можно быстро вернуть в боевую готовность.