Одной из самых эмоциональных картин эпохи экспрессионизма считается произведение норвежского художника Эварда Мунка «Крик». Полотно написано в духе минимализма, когда сильное эмоциональное переживание передано минимальными художественными средствами. На полотне изображен человек, в отчаянии схватившийся за голову, на фоне тревожно-красного неба. Ощущение тревожности и страха передано с помощью большого количества волнистых линий и минимума цветов. Второстепенные фигуры на заднем плане размыты, словно в тумане.
Глядя на картину, зритель испытывает тревогу, одиночество и безнадежность. Предчувствие неминуемости катастрофы и бессилия человека. Не случайно этой картине приписывали мистические свойства. Многие до сих пор верят, что любой, коснувшийся этой картины, будет подвергаться смертельной опасности.
И такое ощущение не случайно. Картина была создана художником в самом начале двадцатого века, полного революций и мировых войн, как предчувствие человеческих бедствий.
Существует реальная история, послужившая толчком к написанию этого шедевра. Об этом писал сам художник, и описание это было приложено ко второму варианту полотна.
Однажды Мунк шел с друзьями по мосту через один из норвежских фьордов. Вдруг небо на горизонте стало кроваво-красным, и на художника накатила волна страха и ужаса. Облокотившись на перила моста, он наблюдал за этим необычным явлением и явственно ощущал крик природы. Необычно-яркое эмоциональное потрясение и послужило вдохновением для написания картины. Однако прежде, чем написать окончательный вариант «Крика», художник создал четыре варианта.
Первая картина носит название «Отчаяние», в первоначальном варианте она называлась «Настроение на закате». Вариант этой картины выполнен в более реалистичной манере. На первом плане изображена фигура человека в шляпе, который оперся на перила моста и наблюдает за кровавым закатом. На заднем плане изображены два его друга, сопровождавшие в той прогулке. Однако настроение картины не смогло тогда передать реальных ощущений художника.
Тогда в свет выходит второй вариант под названием «Меланхолия». Персонаж картины уже более схематичен: его эмоции выдают опущенная голова и огромные черные глазницы. Но этот вариант не передал того самого настроения. И тогда Мунка пишет еще один вариант, который и получил окончательное название «Крик». Главный персонаж изображен не просто схематически – это странная бесполая размытая фигура, напоминающая изображение инопланетянина, застывшая в ужасе и с отрытым для крика ртом. Оригинальное название картины на немецком языке звучит как «Der Schrei der Natur» — крик природы.
Биографы и исследователи творчества Эдварда Мунка считают, что реальной причиной написания картины была несколько иная история. Поговаривали, что в окрестностях города, в котором проживал художник, располагалась самая крупная скотобойня в округе, а поблизости находилась психиатрическая лечебница, где находилась на лечение сестра художника. Многие считали, что именно крики животных со скотобойни и вопли душевнобольных, раздающиеся в воздухе, производили такое гнетущее впечатление безнадежности.
Ученые же выдвигают свои, научные гипотезы насчет причины написания сего шедевра. Кто-то утверждает, что красное зарево было вызвано сильнейшим извержением вулкана Кракатау, которое по силе можно было сравнить с ядерной бомбой. Другие ученые считают, что Мунк наблюдал уникальное природное явление, называемое перламутровыми облаками.
Впервые картина была представлена на суд публики в Берлине в конце 1893 года в первоначальном варианте и являлась частью серии картин «Любовь», в которую вошли еще три полотна: «Голос», «Поцелуй» и «Ревность». По задумке автора эта серия призвана была показать фазы любви: зарождение, самый ее расцвет, гибель и последующее отчаяние.