Многоликое искусство соцарт
В культуре США в середине 20-го века произошли серьёзные изменения. После бунта художников – авангардистов всё больше художников понимает, что уже почти забытая культура прошлого ценна и достойна уважения. Художники нового поколения обращались не к новым веяниям, а ко всему культурному багажу мирового искусства. Вместе с тем зарождающийся новый стиль был расплывчатым и не имел собственного лица. Уже не в первый раз в истории искусства личные вкусы художников главенствовали над стилевыми особенностями. Так появилось направление, названное постмодернизмом. Одним из важнейших направлений постмодернизма был поп-арт, основанный художником из США Энди Уорхоллом.
Во времена, когда Уорхолл только начинал свою творческую деятельность, в искусстве главенствовал абстрактный экспрессионизм – стиль, понятный лишь экспертам и перегруженный сложной философией. В дизайне помещений господствовал интернациональный стиль, называемый также «хорошим дизайном». Это был скудный, бесчувственный стиль, препятствующий фантазии и подлинной выразительности. С первых своих шагов, поп–арт противопоставлял себя обоим этим стилям. Главной идеей этого искусства было изображение мира промышленных вещей, а также мира кино и политики. Этот стиль был искусством общества потребления, но до сих пор не решён вопрос: нравилось ли Уорхоллу современное общество? Или в своих картинах он нещадно критиковал и высмеивал пристрастие к материальным вещам и большим деньгам?
Приёмы поп-арта
Изобразительное искусство поп-арта чрезвычайно разнообразно. Одним из распространенных приёмов поп–артовской графики является коллаж, продолжающий традиции коллажа дадаизма. Коллаж затрагивает важную тему постмодернизма – использование готовых образов, уже существующих в мире, вместо собственных фантазий. В качестве таких образов могут служить также изображения промышленных продуктов (суп «Кэмпбелл» Уорхолла).
В живописи сочетания ярких контрастных цветов дополняется ощущением «цифровых помех», поскольку в те времена уже появились компьютеры с мониторами. Яркие портреты, напоминающие современные фотографии с обработкой в духе кислотного «дуотона», дублируются много раз в различных цветовых сочетаниях. Художник словно пускает картину на «конвейер массового производства».
Особую роль поп–арт сыграл в истории искусства комиксов. Супергерои и сами по себе были подходящими образами для этого стиля. В комиксах той эпохи появились характерные символы поп-арта – взрывы и набранные капителью (большими буквами) выразительные надписи (“BOOM”).
Художников поп-арта всегда притягивал мир знаменитостей. Причём не столь важно, какие это знаменитости. Уорхолл одинаково ценил портреты политиков (Че Гевара, Мао Цзедун) и артистов (знаменитый портрет Мэрилин Монро).
На формирование поп–арта оказала своё влияние культура виниловых пластинок, которые находились на пике популярности. Обычно пластинки оформляли кольцеобразными надписями, расходящимися из центра в виде концентрических кругов. Такая вёрстка использовалась в плакатах и в дизайне прочей печатной продукции той эпохи.
Поп–арт в социалистических странах
Хотя в СССР и были художники, рисующие в стиле поп–арт, в странах соцлагеря социальные условия были другими, и искусство приняло другие формы. Возник так называемый соц–арт. Вместо насмешки над обществом потребления была насмешка над официальной пропагандой.. Такими были картины художников Комара и Меламида. Творчество художников соц–арта появилось на изломе эпох в восьмидесятые, когда авангард в СССР уже практически не подвергался критике и запретам. Заниматься им было уже не так опасно. Соц–арт не всегда принимал вид карикатуры. Например, картины великого советского художника Эрика Булатова отличаются высокой красотой. В центре его искусства – немного нелогичное взаимодействие текста, набранного советским шрифтом и природного или социального окружения (часто на фоне неба и облаков). Причудливая игра слов заставляет зрителя задуматься над их потаённым смыслом.
Искусство шрамов и циничный реализм в Китае
Восточная и Юго – Восточная Азия имеет древнюю и своеобразную художественную культуру. Вплоть до начала 20 — го века в Китае реализма не было, господствовали традиционный китайский стиль, тушевая графика и каллиграфия. Появление европейского реалистического стиля связано с событиями Синьхайской революции, когда Китай впервые начал перенимать западные веяния. Позднее реализм стал официальным стилем маоистского Китая. После смерти Мао общество чрезвычайно болезненно переживало боль от эпохи репрессий, и появившееся в это время современное искусство, родственное соц–арту назвали «искусством шрамов». Формы и методы этого искусства чрезвычайно разнообразны, и каждый художник имеет свою манеру и свой стиль. В конце 20-го века «искусство шрамов» преобразовалось в «циничный реализм». Несмотря на подчёркнутую оппозиционность, власти смотрят на циничный реализм сквозь пальцы и не преследуют художников, а, напротив, зарабатывают на них деньги для бюджета и популяризируют китайское искусство за рубежом.
В какой бы части света ни формировалось искусство в духе поп–арта, оно всегда привлекало внимание к проблемам сегодняшнего общества. Творчество этих художников пропитано отнюдь не восхищением перед прогрессом, реальным или выдуманным. Напротив, оно разбивает утопии и порой говорит горькую, но необходимую правду о сегодняшнем дне и о реальной действительности.