Искусство мексиканского мурализма, было искусством борьбы и надежд. Искусство «на злобу дня» продолжило вековые народные традиции, которыми богата культура Латинской Америки. А началось всё с довольно обычного в те времена события. В Мексике началась революция против главного диктатора Порфирио Диаса. Практически весь двадцатый век в Латинской Америке сменяли друг друга военные и коммунистические диктатуры и демократические правительства, но именно эта революция послужила началом мощного движения в искусстве, которое позднее оказало влияние на искусство как Мексики, так и США. Испанское слово «мураль» в переводе означает «фреска». Именно фрески на стенах стали основной формой искусства в Мексике. Дело в том, что традиции фресок существовали ещё со времён индейцев — ольмеков. Позднее эту традицию использовали в христианский период. Порфирио Диас пытался сделать мексиканское искусство похожим на европейское, но уже в конце его правления многие выступали за собственный национальный путь развития.
Одним из первых сторонников национального искусства стал Херардо Мурильо (Доктор Атль). Хотя этот художник, испытавший влияние как крайне правых, так и коммунистических идей, более известен пейзажами с вулканом Парикутин, его кисти также принадлежат и фрески. Коммунизм сыграл в искусстве Мексики решающую роль. Муралисты вооружились левыми принципами «народного искусства». Их картины отражают быт и народные традиции крестьян, а также изображают борьбу мексиканского народа за свою свободу.
Однако при этом они следуют эстетике современных течений. По своим идеям мексиканский мурализм похож на социалистический реализм в СССР, но по форме это оригинальный авангардный метод. На картинах муралистов оживают персонажи индейской мифологии, как, например, индейский змей на фрагменте фрески «Американская цивилизация» Хосе Клементе Ороско.
Среди представителей данного стиля наиболее известен, конечно же, дуэт Фриды Кало и Диего Риверы, но кроме них было множество талантливых живописцев, в числе которых были гениальные индейцы (Тамайо, Гуаясамин), активно использовавшие в своём творчестве индейскую символику. Многие из этих художников работали за границами своей родины, в США, причём и в столице капиталистического мира они оставались верны себе.
Так, Диего Ривера был приглашён в Нью – Йорк для росписи знаменитого Рокфеллеровского центра. Детище американского капитализма и главный его символ, Рокфеллеровский центр был создан для поднятия духа американцев и прославления их социальной системы. Сколь велико было удивление критиков и заказчиков, когда Ривера создал монументальную фреску, в которой сравнивал две системы.
С одной стороны – счастливая коммунистическая мечта, где все здоровы, радуются и живут в мире и процветании, с другой стороны – мир капитализма. Картина вскоре была демонтирована, но сохранилась фотография, раскрывающая всю красоту этого полотна, которое было знаковым в жизни мастера.
Его жена, Фрида Кало при жизни оставалась в тени славы мужа, но её известность сейчас намного превосходит известность Риверы. Практически всю жизнь она рисовала лишь себя в самых необычных и порой жестоких образах. Художница была инвалидом из – за перенесённого в детстве полиомиелита.
Личные переживания сделали её живопись дневником, в котором она раскрывалась всю свою душу перед зрителем. На её картинах часто фигурируют пугающие анатомические подробности и механизмы, символизирующие протезы. Вместе с тем художница – плоть от плоти народной мексиканской культуры. Все её работы иносказательны. Так, в одном из поздних натюрмортов Кало фигурирует образ разрезанного арбуза – мексиканский символ жертвенности. На картинах Гуаясамина изображены простые люди, в основном индейцы. Болезненно худые, искажённые лица, плечи и рельефные руки фигур с заметными костяшками пальцев выражают печаль своего времени. Ведь, по сути, весь авангард – это искусство страха и боли, и он всегда служил ответом на тяжёлые испытания, выпавшие на долю человечества в двадцатом веке. Мексиканский мурализм со временем распространил свое влияние далеко за пределы Мексики, на другие страны Латинской Америки и на Запад. Искусство Хосе Клементе Ороско, Оствальдо Гуаясамина, Руфино Тамайо и Диего Риверы высоко оценил Пабло Неруда, сказав: «Такие люди … подобны вершинам Анд».
Сегодня муралом в широком смысле называют нарисованное на стене художественное произведение, независимо от стиля, но именно мексиканцы создали из древней традиции современное и качественное искусство, которое и по сей день является одним из самых значимых явлений культуры американского континента.