Жизнь великих художников полна интересных событий и тайн. А произведения искусства часто становятся живыми свидетельствами личной жизни их создателей и хранят множество историй.
Одним из таких полотен является портрет маленькой девочки кисти русского портретиста Ореста Кипренского. Картина с незамысловатым названием «Девочка с цветком в маковом венке» была написана художников во время его пребывания в Италии.
Это было удивительное время. Всего лишь некоторые время назад бывший крепостной удостоился чести быть приглашенным на стажировку в Италию, страну признанных мастеров живописи. Кипренский с упоением писал портреты красивых итальянок. Одна из них стала не только моделью, и какое-то время жила с ним.
Однажды работая над портретом другой натурщицы, женщины легкого поведения, он обратил внимание на ее малолетнюю дочь, которая крутилась возле нее. Большие голубые глаза ребенка настолько поразили художника, что он решил написать ее портрет. Мать, в надежде заработать на этом, конечно же, согласилась. Девочку звали Анна-Мария Фалькуччи – именно ее портрет и написал Кипренский в венке из красных маков. Он настолько привязался к ней, что взял ее под свою опеку. И дал прозвище Мариучча.
Однако, спустя какое-то время случилась страшная история, которая надолго испортила репутацию художника и разлучила его с Мариуччей. Однажды утром в мастерской нашли мертвое тело молодой натурщицы, завернутое в холст, который был облит керосином и подожжен. А еще спустя несколько дней в одной из больниц города умер от неизвестной болезни молодой дерзкий итальянец, слуга художника. В преступлении люди поспешили обвинить Кипренского, хотя тот утверждал, что преступление совершил его слуга. От художника отвернулись все: его не принимал Рим, не приняли и друзья в Париже. Пришлось возвращаться домой в Россию.
Однако переживания о судьбе маленькой девочки Мариуччи не давала ему покоя. Он не хотел, чтобы ребенок повторил судьбу матери, скитаясь по притонам и скатываясь все ниже по социальной лестнице. Он обращается в Ватикан с прошением получить опеку над ребенком. Однако папа отклонил его просьбу, мотивируя тем, что художник не является католиком. Однако, помог решить проблему, определив маленькую Мариуччу в женский монастырь, где она и провела свою юность.
Вернувшись в Россию, Кипренский ни на минуту не забывал про свою подопечную, и в письмах друзьям сообщал, что она была единственной во всем мире, кто для него много значил. Спустя десять лет, когда история с убийством немного забылась, художник снова едет в Италию, чтобы разыскать Мариуччу.
Эта встреча произвела на него впечатление: вместо маленькой пугливой девчушки перед ним стояла красивая стройная девушка 17 лет. Кипренский сделал ей предложение, и они обвенчались, хотя для этого художнику пришлось принять католичество. Однако брак не принес счастья. Хотя девушка была очень благодарна ему за заботу, она не испытывала к нему любовных чувств. Они часто и помногу ссорились, и художник начал много пить. Спустя три месяца после свадьбы Орест Кипренский скончался.
Мариучча, по русским документам имевшая имя Мария Кипренская, после смерти мужа передала все его картины в Петербург, в Академию художеств. Среди этой коллекции был и ее детский портрет, написанный мужем. Кроме художественного наследия после смерти мастера осталась его дочь Клотильда, которая родилась спустя несколько месяцев после смерти отца. К сожалению, дальнейшая судьба Мариуччи и Клотильды неизвестна.