Согласно семейной легенде, они начинали как простые работники угольной промышленности. Однако нескольких поколений хватило, чтобы Медичи превратились в самую прославленную семью в Италии. Они считались не только самым могущественным, но и самым богатым кланом на Апеннинском полуострове. Куда они тратили своё невероятное состояние?
Хотя Флоренция официально не принадлежала Медичи, всем было ясно, что они управляют этим сказочно богатым центром торговли и финансов. Это признавали даже римские папы.
Для Пия II, возглавлявшего церковь с 1458 по 1464 год, Козимо Медичи был «не столько простым гражданином, сколько владыкой своего города» и «правителем во всех отношениях, кроме имени».
Сохранение привилегированного, хотя и неформального, положения требовало от представителей знаменитой семьи ума, решительности и расходов. Ведь чтобы править в Италии, нужно было уметь «показать себя».
Народ, жаждущий блеска и гламура
Банковские и меркантильные таланты нескольких поколений Медичи обеспечили им огромное состояние, которое они не боялись использовать в политических целях.
Флорентийские крестоносцы устраивали впечатляющие вечеринки для горожан за свой счёт. Они должны были это сделать. Итальянский писатель Джованни Ботеро в 1589 году прямо писал:
Дворец, скромный только снаружи
Чтобы подчеркнуть статус семьи, Козимо де Медичи (р.1389, ум.1464) также приказал построить великолепный дворец.
Работы начались в 1444 году со сноса двадцати средневековых зданий. Внешне резиденция выглядела довольно скромно. Не потому, что у Медичи не хватало средств, а по формальным причинам.
Открытое великолепие Флоренции регулировалось так называемыми «leggi suntuarie» — правилами, которые были разработаны для ограничения излишней экстравагантности. Именно поэтому фасад здания, который существует и по сей день, прост, лишён экстравагантности и преувеличенных украшений. Но вошедшие в крепость эпохи Возрождения, поражались её убранству внутри.
Дворец Медичи был не только домом для богатейших людей континента, но и хранил их сокровища, накопленные поколениями.
Как описывает Ричард Степлфорд в своей книге о Лоренцо Медичи (внуке Козимо, правившем Флоренцией с 1469 по 1492 год), здание было наполнено необыкновенным антиквариатом, книгами, драгоценностями, монетами, камнями и редкими вазами. Однако, прежде всего, стены семейной резиденции украшали бесценные произведения искусства.
После строительства дворца семье Медичи понадобилось всего десяток-другой лет, чтобы идеально его украсить. Это сделал Пётр, сын Козимо.
Часовня была украшена прекрасными фресками, а члены семьи придали свои лица библейским персонажам. В залах и палатах потолки были украшены необыкновенной росписью, а всё вокруг было покрыто золотом.
Прислужники и слитки
Для того чтобы здание функционировало, требовался целый штат людей.
Родители и дети семьи Медичи жили безбедно. По подсчётам Козимо, у него было около пятидесяти слуг, включая четырёх рабов, а также няни и учителя, которые заботились об образовании детей.
Обеденный стол был украшен золотой и серебряной посудой, льняными салфетками. Стены были украшены дорогими фламандскими гобеленами, предоставленными менеджером отделения банка в Брюгге. Мессу служили в семейной часовне, богато украшенной позолоченными фресками работы Беноццо Гоццоли.
Как спали и одевались Медичи?
По вечерам члены семьи не клали головы ни на какие матрасы. Медичи спали в великолепных резных кроватях с балдахинами. Хотя они не были голубых кровей, они, как короли, лежали в шелках.
Богатство также проявлялось в их одежде. Парча, шубы с меховой подкладкой, платья, расшитые жемчугом, золотые пояса, драгоценности — всё, чтобы заставить любого склонить шею в благоговении перед Медичи.
Медичи также были известны тем, что тратили огромные средства на произведения искусства. Они спонсировали целые студии художников и собирали скульптуры и картины мастеров, чьи имена мы знаем и сегодня, таких как Боттичелли и Микеланджело.
Особое положение среди Медичи занял уже упомянутый Лоренцо, который поражал своей экстравагантностью даже принцев.
Его целью было создание поистине сказочной коллекции ценных предметов: античных скульптур, ваз с полудрагоценными камнями, драгоценностей, медалей, монет, редких манускриптов стоимостью в тысячи флоринов.
Его расходы на эти атрибуты благородного престижа произвели большое впечатление на герцога Геркулеса I д’Эсте, которому подарили коллекцию «медалей, камеи и других драгоценных предметов большой ценности», когда он остановился во дворце Медичи по пути в Рим в мае 1487 года.
Папские амбиции
Особенно широко Лоренцо открыл свой кошелёк в конце 1580-х годов, когда пытался достать кардинальскую шапку для своего сына Джона, которому было всего 13 лет.
Богач устраивал пышные пиры, содержал конюшню для престижа, делал всевозможные «одолжения» и тратил много денег на взятки. Наконец, 8 марта 1488 года Иоанн был возведён в сан кардинала-дьякона.
Будучи ещё ребёнком, ему не разрешили надеть знаки отличия в течение трёх лет. 23 марта 1492 года он был официально принят в коллегию кардиналов. Лоренцо ушёл из жизни через несколько недель и не дожил до того времени, когда его усилия действительно окупились — ведь в 1513 году Иоанн стал Папой Римским.
Он взошёл на престол Петра под именем Льва X и оказался незаконнорожденным сыном своего отца. Имея в своём распоряжении папскую казну, он не стал сдерживаться в расходах и всего за два года сумел полностью опустошить ресурсы курии.
Как его предки и родственники, Святой Отец тратил большие суммы на произведения искусства. Он не забывал щедро одаривать свою семью и друзей. Всё по старому принципу, лишь бы покрасоваться.