Национальные школы в искусстве

Понятие «национальные школы» гораздо шире, чем понятие «стиль». Общие черты, свойственные искусству народа устойчиво сохраняются веками. Хотя многие стили (можно сказать, почти все) проявляли себя в разных странах, каждая страна преломляла их по-своему. Национальные школы имели собственные особенности не только в стилистике письма, но и в жанрах и способах выражения национального мышления.

Испанская школа

Испанская культура — одна из древнейших в Европе. Она начала формироваться из культуры романизированных племён иберов во времена разрушения Римской империи, впитала в себя культуру мавров и влияние других европейских католических культур. Во времена Возрождения в живописи Испании собственно Возрождения как бы и не было. 

Эль Греко. Вид Толедо

Эль Греко был одним из немногих, кто выражал идеи Ренессанса, правда, уже в маньеристском ключе. Его творчество весьма причудливо (фигуры удлиняются, пространство дробится и сверкает). Единственный пейзаж Эль Греко «Вид Толедо» позволяет считать его предшественником экспрессионизма. 

Католическая церковь в Испании была мощной силой, гуманистические идеи её не ослабили. Этим объясняется специфика испанской живописи — никаких древнегреческих мифов и, в то же время — религиозная экзальтация, множество библейских сюжетов, сцен мученичества и изображений монахов. 

Эль Греко. Мальчик зажигающий свечу

Но были и другие, более светские жанры. Во всём остальном мире, кроме Нидерландов в эпоху барокко изображение «низкого» быта считается почти недостойным для художника. Такие картины уступали по количеству религиозным сюжетам. В Испании же расцветает жанр «бодегон» — изображения харчевен, трактиров и сцены из жизни бедноты. 

Особый интерес к человеку, свойственный испанской живописи вообще, ярко выражен в творчестве Веласкеса — одного из величайших портретистов в истории. На картинах Веласкеса лица ясно выражают положительные и отрицательные качества человека. Добрый, бедный водонос, душа которого уподобляется чистой прохладной воде в стеклянном сосуде. Полный внутреннего достоинства слуга художника. 

Диего Веласкес. Менины

Важен был и жанр натюрморта. Первые испанские натюрморты — простые композиции на чёрном фоне с предметами, расставленными в ряд. Позднее композиция всё усложняется. В натюрмортах, как и в портретах в начале периода барокко очень силён караваджизм. Архитектура и декоративное искусство Испании содержат множество отсылок к культуре мавров.

Диего Веласкес. Севильский водонос

Школа Нидерландов

Возрождение в Нидерландах, Англии, Германии, Румынии и Австрии появляется гораздо позже, чем в Италии. Вместо гуманистической и античной философии там расцветают идеи реформирования церкви, Реформации, обращения к первоосновам древнего христианства вперемешку с новыми промышленными элементами. 

Изучалась не внутренняя анатомия, а поверхность тела. Из-за этого персонажи Северного Возрождения менее точно изображены. Картины Брейгеля и Босха ещё содержат отсылки к средневековым верованиям и символам. После знаменитой революции Голландия оказывается разделённой на две части. Одна из этих частей со временем преобразуются в католическую Бельгию. Там расцветает типичный для всей Европы мифологический жанр, правда с местной спецификой. 

Ян Брейгель. Визит эрцгерцогов Альбрехта и Изабеллы в галерею коллекционера (совместно с Иеронимом II Франкеном)

В другой части искусство пошло по пути, который был почти неизвестен за её пределами в то время. Дешёвые картины в республике могли позволить себе все, а их сюжеты изображали простую городскую жизнь, пейзажи, в которые и не пытались поместить амурчиков и божков. 

В Голландии в то время практически отсутствуют масштабные полотна. Единственное исключение — творчество Вермеера, Халса, Рембрандта. В Голландии, в отличие от Испании, религиозных картин почти нет. Протестантизм выступал против иконопочитания и роскоши церквей и простых мирян. Отсюда — небольшое количество украшений на зданиях, детали барокко фрагментарны и очень скромны по сравнению с французскими. 

Скрытые религиозные символы передавались через натюрморты. Их главные детали — золотые и серебряные сосуды, тюльпаны, морепродукты (устрицы, крабы). В голландских натюрмортах много самых разных мелких животных. Здесь и птицы, и ящерицы, улитки и целые гнёзда с яйцами.

Греческая школа

Наследие греческой Античности общеизвестно, но и в Средние века в Византии продолжают создавать самое качественное на тот момент в Европе искусство. Первые шаги раннехристианского искусства почти не отличались от искусства Рима, но и в те времена можно было увидеть небольшую разницу. 

Под влиянием учения о порочном человеческом теле, фигуры сильно уплощаются. Из-за нелюбви православных к скульптуре в интерьерах, во внешнем убранстве церквей и дворцов, а также в декоративно-прикладном искусстве греки отдают предпочтение выпуклым рельефам, а не статуям. 

Со временем и пейзаж превращается в схематичное изображение. В Средние века в Византии расцветает искусство мозаики, орнамента и иконописи. После захвата Константинополя турками, реалистичная живопись расцветает изредка на освобождённых от турок клочках земли. Лишь во второй половине XIX века в Греции появляется реализм. Но золотистые цвета икон долго будут о себе напоминать и в реалистических полотнах.

Русская школа

Россия не попала в общий поток искусства во времена Возрождения. В то же время уже в XVII веке появляются «фряжские иконы», более реалистичные и приближённые к европейским картинам. Уже во времена Ивана Грозного можно увидеть новый тип изображений –«парсуну». Парсуна — переходная форма от иконы к светскому портрету. 

Боровиковский. Портрет сестер княжон Анны Гаврииловны и Варвары Гаврииловны Гагариных

Во времена царя Алексея Михайловича парсуны становятся всё более сложными и уже совсем не похожи на иконы. Парсуны сохранили облик Скопина-Шуйского, Ермака, первых Романовых, многих важных князей и бояр, некоторых церковных деятелей.

Но всё же, настоящее классическое искусство принесли в Россию Петровские реформы. Ранние картины петровских художников почти не отличаются от европейских. Свой голос русская культура обретает лишь с приходом реализма в середине девятнадцатого столетия. 

Русская культура — культура правдоискателей и экспериментаторов, стремящихся наполнить свои картины (а также стихи и прочее) высоким мировоззренческим, а зачастую и политическим содержанием. При этом в картинах Передвижников заметно отвращение к формальному приёму, господство сюжета и «логоцентричность». Даже русский импрессионизм больше сосредотачивался на передаче живого ощущения, чем на свете и цветовых пятнах. 

Сформировались три главные местные школы русской живописи: московская, во главе которой стояло Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, Петербургская, с её Академией художеств, и Южнорусская на Чёрном море, в которой живописцев воспитывал Кириак Костанди. 

Живописцы Петербурга были сильны в рисунке, цвета на их картинах гармоничные, по-питерски интеллигентные и сдержанные. Московская школа — прежде всего школа цвета и воздуха. На картинах москвичей цвета образуют смелые, живописные, яркие пятна. В русской живописи почти нет мифологических сюжетов, которые в то время заполонили русскую архитектуру, литературу, театр.

Существует множество национальных и региональных школ, и, чтобы рассказать обо всех, пожалуй, не хватит и сотни томов. Культура каждой страны ценна и оригинальна по-своему, также как и любой художественный стиль. Сегодня эксперты уверены, что любое произведение искусства достойно сохранения. Века проходят, культура изменяется, но при этом всегда сохраняет главное, ценное, особенное…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три − 1 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.