Понятие «национальные школы» гораздо шире, чем понятие «стиль». Общие черты, свойственные искусству народа устойчиво сохраняются веками. Хотя многие стили (можно сказать, почти все) проявляли себя в разных странах, каждая страна преломляла их по-своему. Национальные школы имели собственные особенности не только в стилистике письма, но и в жанрах и способах выражения национального мышления.
Испанская школа
Испанская культура — одна из древнейших в Европе. Она начала формироваться из культуры романизированных племён иберов во времена разрушения Римской империи, впитала в себя культуру мавров и влияние других европейских католических культур. Во времена Возрождения в живописи Испании собственно Возрождения как бы и не было.
Эль Греко был одним из немногих, кто выражал идеи Ренессанса, правда, уже в маньеристском ключе. Его творчество весьма причудливо (фигуры удлиняются, пространство дробится и сверкает). Единственный пейзаж Эль Греко «Вид Толедо» позволяет считать его предшественником экспрессионизма.
Католическая церковь в Испании была мощной силой, гуманистические идеи её не ослабили. Этим объясняется специфика испанской живописи — никаких древнегреческих мифов и, в то же время — религиозная экзальтация, множество библейских сюжетов, сцен мученичества и изображений монахов.
Но были и другие, более светские жанры. Во всём остальном мире, кроме Нидерландов в эпоху барокко изображение «низкого» быта считается почти недостойным для художника. Такие картины уступали по количеству религиозным сюжетам. В Испании же расцветает жанр «бодегон» — изображения харчевен, трактиров и сцены из жизни бедноты.
Особый интерес к человеку, свойственный испанской живописи вообще, ярко выражен в творчестве Веласкеса — одного из величайших портретистов в истории. На картинах Веласкеса лица ясно выражают положительные и отрицательные качества человека. Добрый, бедный водонос, душа которого уподобляется чистой прохладной воде в стеклянном сосуде. Полный внутреннего достоинства слуга художника.
Важен был и жанр натюрморта. Первые испанские натюрморты — простые композиции на чёрном фоне с предметами, расставленными в ряд. Позднее композиция всё усложняется. В натюрмортах, как и в портретах в начале периода барокко очень силён караваджизм. Архитектура и декоративное искусство Испании содержат множество отсылок к культуре мавров.
Школа Нидерландов
Возрождение в Нидерландах, Англии, Германии, Румынии и Австрии появляется гораздо позже, чем в Италии. Вместо гуманистической и античной философии там расцветают идеи реформирования церкви, Реформации, обращения к первоосновам древнего христианства вперемешку с новыми промышленными элементами.
Изучалась не внутренняя анатомия, а поверхность тела. Из-за этого персонажи Северного Возрождения менее точно изображены. Картины Брейгеля и Босха ещё содержат отсылки к средневековым верованиям и символам. После знаменитой революции Голландия оказывается разделённой на две части. Одна из этих частей со временем преобразуются в католическую Бельгию. Там расцветает типичный для всей Европы мифологический жанр, правда с местной спецификой.
В другой части искусство пошло по пути, который был почти неизвестен за её пределами в то время. Дешёвые картины в республике могли позволить себе все, а их сюжеты изображали простую городскую жизнь, пейзажи, в которые и не пытались поместить амурчиков и божков.
В Голландии в то время практически отсутствуют масштабные полотна. Единственное исключение — творчество Вермеера, Халса, Рембрандта. В Голландии, в отличие от Испании, религиозных картин почти нет. Протестантизм выступал против иконопочитания и роскоши церквей и простых мирян. Отсюда — небольшое количество украшений на зданиях, детали барокко фрагментарны и очень скромны по сравнению с французскими.
Скрытые религиозные символы передавались через натюрморты. Их главные детали — золотые и серебряные сосуды, тюльпаны, морепродукты (устрицы, крабы). В голландских натюрмортах много самых разных мелких животных. Здесь и птицы, и ящерицы, улитки и целые гнёзда с яйцами.
Греческая школа
Наследие греческой Античности общеизвестно, но и в Средние века в Византии продолжают создавать самое качественное на тот момент в Европе искусство. Первые шаги раннехристианского искусства почти не отличались от искусства Рима, но и в те времена можно было увидеть небольшую разницу.
Под влиянием учения о порочном человеческом теле, фигуры сильно уплощаются. Из-за нелюбви православных к скульптуре в интерьерах, во внешнем убранстве церквей и дворцов, а также в декоративно-прикладном искусстве греки отдают предпочтение выпуклым рельефам, а не статуям.
Со временем и пейзаж превращается в схематичное изображение. В Средние века в Византии расцветает искусство мозаики, орнамента и иконописи. После захвата Константинополя турками, реалистичная живопись расцветает изредка на освобождённых от турок клочках земли. Лишь во второй половине XIX века в Греции появляется реализм. Но золотистые цвета икон долго будут о себе напоминать и в реалистических полотнах.
Русская школа
Россия не попала в общий поток искусства во времена Возрождения. В то же время уже в XVII веке появляются «фряжские иконы», более реалистичные и приближённые к европейским картинам. Уже во времена Ивана Грозного можно увидеть новый тип изображений –«парсуну». Парсуна — переходная форма от иконы к светскому портрету.
Во времена царя Алексея Михайловича парсуны становятся всё более сложными и уже совсем не похожи на иконы. Парсуны сохранили облик Скопина-Шуйского, Ермака, первых Романовых, многих важных князей и бояр, некоторых церковных деятелей.
Но всё же, настоящее классическое искусство принесли в Россию Петровские реформы. Ранние картины петровских художников почти не отличаются от европейских. Свой голос русская культура обретает лишь с приходом реализма в середине девятнадцатого столетия.
Русская культура — культура правдоискателей и экспериментаторов, стремящихся наполнить свои картины (а также стихи и прочее) высоким мировоззренческим, а зачастую и политическим содержанием. При этом в картинах Передвижников заметно отвращение к формальному приёму, господство сюжета и «логоцентричность». Даже русский импрессионизм больше сосредотачивался на передаче живого ощущения, чем на свете и цветовых пятнах.
Сформировались три главные местные школы русской живописи: московская, во главе которой стояло Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, Петербургская, с её Академией художеств, и Южнорусская на Чёрном море, в которой живописцев воспитывал Кириак Костанди.
Живописцы Петербурга были сильны в рисунке, цвета на их картинах гармоничные, по-питерски интеллигентные и сдержанные. Московская школа — прежде всего школа цвета и воздуха. На картинах москвичей цвета образуют смелые, живописные, яркие пятна. В русской живописи почти нет мифологических сюжетов, которые в то время заполонили русскую архитектуру, литературу, театр.
Существует множество национальных и региональных школ, и, чтобы рассказать обо всех, пожалуй, не хватит и сотни томов. Культура каждой страны ценна и оригинальна по-своему, также как и любой художественный стиль. Сегодня эксперты уверены, что любое произведение искусства достойно сохранения. Века проходят, культура изменяется, но при этом всегда сохраняет главное, ценное, особенное…