Современное направление в живописи и скульптуре —гиперреализм (известен так же как суперреализм или фотореализм), сформировалось как понятие в последней в начале 70-х годов 20го века, став утрированной к реальности изображения, версией реализма. Основанное на фотографическом воспроизведении, фактическом копировании действительности представители гиперреализма изображают предметы максимально реалистично. Зачастую картины в этом стиле заставляют зрителя усомниться – смотрит он на фото, или же на живописную работу.
Проблемы социума, культурные и политические темы, пиар, социальная жизнь человека – центральные темы суперреалистичных картин. Кроме обращения к портретному жанру, гиперреализм проявляется и в натюрмортах, сельских и городских пейзажах.
Для создания робот в этом направлении художники пользуются фотоснимками или цифровыми изображениями. Рисунок переносится на холст путем традиционного метода черчения сетки или проецирования изображения с помощью проектора.
Особенности стиля выражены в следующих характеристиках:
— имитация реальных форм;
— ориентация на прагматизм и натурализм, близость к поп-арту;
— сложная композиция рисунка и фигуративность;
— использование кроме красок вспомогательных материалов: бумаги, текстиля, элементов одежды;
— имитирующий фотографию документализм и точность;
— достижение эффекта гладкости с помощью технических приёмов аэрографии, лессировки, эмульсионных покрытий;
— упрощение фактурности;
— статичность, безэмоциональность изображений;
— утрированная фокусировка на деталях.
Изобразить мир сверхреально – главная цель гиперреалистов. Распыляя краску из аэрографа на полотно, создаётся особый эффект размытости контуров, приближая изображение к фотографии. Такие машине приемы живописи стирают индивидуальный почерк мастера, обобщая его авторские приемы до неузнаваемости.
Сами живописцы отрицают факт слепого копирования фотографии, утверждая, что своими роботами создают новую реальность.
Популярностью у творцов пользуются гладкие поверхности пластика, стекла, водной глади, металлических элементов и полированных автомобилей. Эти тенденции объясняться стремительным внедрением масс-медиа в сферу искусства. Первые работы гиперреалистов изображали брошенные автомобили, витрины магазинов, рекламные щиты –детализированные элементы городской жизни.
В своем творчестве художники используют кино- и фото- приемы для достижения эффектного изображения, а именно:
— оптические иллюзии и монтаж;
— авторскую раскадровку;
— макросъемку и крупный план;
— съемку с высоких точек;
— полиэкран.
Среди ярких представителей гиперреазима в живописи невозможно не заметить Уилла Коттона. Женское тело является центральной темой творчества художника. Окружая моделей гиперреалистичными сладостями, причудливыми пейзажами и ландшафтами автор создает уникальные реалистичные шедевры. С помощью духовки, которая стоит в его студии, автор сам создает сладкие десерты для своих картин.
Другой фотореалист Скотт Прайор активно работает в жанре пейзаж и портрет. Световые эффекты, блики, передача точности отражающих поверхностей, тонкая передача красоты женщин – характерные особенности его живописи.
Еще один узнаваемый мастер кисти Хавьер Арисабло в своем творчестве предпочитает не приделять особого вниманию фону. Фокусируя все внимание на человеческом облике, герои его картин выглядят вырванными из среды обитания. Эмоциональные образы для художника превыше всего.