Сегодня рассмотрим несколько промахов Репина в картине «Царевна Софья». Точнее сказать причины по которым критики не принимали картину как правдивый образ экс — государыни.
Выдающийся русский живописец Илья Репин прославился как мастер сразу в нескольких жанрах. Его портреты, картины с бытовыми сценами и историческими сюжетами, книжные иллюстрации одинаково прекрасны и талантливы. Критики отмечают, что все работы Репина были удивительно эмоциональны. И «Царевна Софья» — прекрасный тому пример.
Интересно, что когда Репин закончил писать Софью и выставил картину, современники и коллеги по цеху не оценили подхода художника. Тогда он выслушал очень много резких критических замечаний. Многие не поняли его трактовки образа царевны.
Маленькая, тесная и темная келья – кажется, здесь нет места, чтобы вместить всю энергию и силу изображенной женщины. За окном можно увидеть стрельца. Софья не смотрит туда. Вероятно, по замыслу художника, первые минуты злобы, ненависти и отчаяния уже минули для опальной царевны. В ее глазах нет смирения или покорности, но и огня, который способен уничтожать, тоже уже нет. Волосы Софьи в беспорядке, она выглядит так, словно не спала уже ночь или две.
За спиной у властительницы Репин изображает маленькую испуганную послушницу в черном. На стенах – иконы, на столе – рукописная книга, вероятно, на библейский сюжет. Зарешеченное окно завершает образ темницы, клетки.
Красный ковер под ногами Софьи, резкий контраст с черными стенами, бледность лица царевны и серебро ее наряда создают впечатление даже не болезненности и остроты, а драматичности самой ситуации в целом.
Причины почему картина вызвала споры:
✔️Софья у Репина предстает в образе почти былинного богатыря. Сами размеры картины показывают ее фигуру едва ли не в полный рост и натуральную величину. Зритель видит перед собой мощную, даже массивную фигуру. В ней мало женственности, зато много мужского. Удивительно, но если сравнить лицо Софьи с чертами ее брата, можно обнаружить много сходства. Особенно притягивают взгляд, конечно, глаза царевны.
Она уже успела какое-то время побыть во главе России, а затем проиграла борьбу за власть своему брату Петру. И Репин показывает один из моментов ее новой жизни в монастыре.
✔️И тут Репин промахнулся. Дело в том, что опираясь на исторические факты, и зная характер царевны, она не стала бы стоять словно восковая фигура посреди комнаты, а стоило бы написать её фигуру метавшуюся из угла в угол. Ведь Софья просто не могла сидеть сложа руки в ситуации, в которой она оказалась.
Современники Репина достаточно прохладно встретили эту картину, так как само общество еще не было готово видеть такой тип женщины. Сильной, волевой, могучей. Способной проиграть лишь другому гению, который не уступал ей в силе и величии. Полагаю, художник в некотором смысле опередил свое время. Потому сегодня его работа уже не вызывает нареканий и непониманий.
Когда смотришь на его Софью, она кажется не далеким историческим персонажем, а современником. Кажется, она может сделать шаг из рамы и очутиться прямо в нашем времени. Такое впечатление, безусловно, подчеркивает гений самого Репина. Его талант оказался способен соединить разные эпохи и людей, сделать далекое близким и понятным, даже заглянуть в будущее, опережая само время.