Художница Артемизия Джентилески
История знает довольно мало женщин-художниц. Однако каждая такая женщина – это целый огромный мир, полный тайн, легенд и интриг. Такой загадочной фигурой в истории итальянской живописи 17-го века стала невероятная Артемизия Джентилески. Широкому кругу любителей живописи ее имя мало, что говорит, тем более на фоне громких мужских имен того времени. Однако в последнее время интерес в женскому творчеству во всем мире становится все пристальнее. А картины ее, которые в настоящее время хранятся в художественном музее Неаполя, поражают воображение своим драматизмом и невероятным талантом.
Итак, кто же она – Артемизия Джентилески? История этой яркой звезды итальянского искусства началась в 1612 году, когда ее отец, Орацио Джентилески, отдал 19-летнюю дочь в обучение художнику Агостино Тасси. Девушка имела склонность к живописи, и отец желал, чтобы она усовершенствовала свои навыки у более маститого художника. Однако, обучение живописи началось весьма трагично. Тасси изнасиловал молодую девушку в своей мастерской. Этот случай стал поворотным как в судьбе, так и дальнейшем творчестве молодой художницы.
17-й век – жестокий век, и большинство людей встали на сторону мужчины, обвинив девушку в том, что она сама соблазнила и совратила его. Отец Артемизии, недолго думая, подал на насильника в суд и потребовал жениться на поруганной девушке. Однако весь процесс, неприятные процедуры допроса и обвинений, а также выяснившиеся обстоятельства того, что Тасси оказался женат, не лучшим образом сказались на состоянии молодой художницы. К тому же ей пришлось в суде доказывать свою невиновность. К слову, первой картиной, написанной рукой Артемизии, была «Сусанна и старцы», которая была написана за несколько лет до происшествия, и стала в каком-то смысле пророческой.
Сюжет картины рассказывает библейскую историю о том, как к одной из придворных красавиц – Сусанне, стали ходить двое богатых вельмож. Они были покорены ее красотой и настойчиво требовали внимания. Однако добропорядочная девушка весьма резко отказала им. Тогда оба вельможи начали обвинять ее в разврате и прелюбодеянии. В те далекие времена женщину за это могли казнить, что и было сделано. Однако девушке помог пророк Даниил, который, спустившись с небес, раскрыл злой замысел вельмож. И тем самым доказал невиновность Сусанны.
Но в случае в Артемизией чуда не случилось. После позорного суда отец быстро выдал дочь замуж. Однако после замужества Артемизия не стала брать фамилию мужа, а взяла фамилию другого своего родственника: Джентилески Ломи. Сразу после свадьбы супруги покинули город и уехали во Флоренцию. Там Джентилески обросла нужными связями, и обрела покровительство самого Козимо Медичи, герцога Тосканского. И даже стала близкой подругой его дочки. Кроме того, близкий приятель художницы, Буонаротти-младший (племянник Микеланджело) попросил написать для него несколько полотен. Более того, ее художественный талант был принят в обществе, и она стала членом Академии живописных искусств во Флоренции. Это была первая женщина-художник, которая принята в это закрытое сообщество.

Талант этой невероятно одаренной художницы проявился в полной мере при написании библейских сюжетов, посвященной одной и той же теме. Очень долгое время она сильно пережила свою личную драму, и это отразилось на ее картинах, почти все они посвящены теме мщения женщины, честь которой была поругана мужчиной. Например, «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», «Иаиль и Сисара», «Лукреция» и многие другие.
Кроме того, почти всех своих героинь она писала с себя. Интересным фактом, является то, что большинство ее персонажей женщины: в богатых одеждах и обнаженные. Однако на ее картинах нет обнаженных мужчин. Этот факт объясняется тем, что в те времена церковь запрещала женщинам изображать обнаженное мужское тело.