Николай Богданов-Бельский

Сре­ди ху­дож­ни­ков-пе­ред­виж­ни­ков кон­ца XIX-на­ча­ла XX ве­ка вид­ное мес­то при­над­ле­жит Н. П. Бог­да­но­ву-Бель­ско­му. Его имя ста­но­вит­ся ши­ро­ко из­вестным в Рос­сии пос­ле на­пи­са­ния кар­тин «Ус­тный счет» (1896, Го­су­дар­ствен­ная Треть­яков­ская га­ле­рея), «У две­рей школы» (1897, Го­су­дар­ственный Рус­ский му­зей). Ху­дож­ник так оп­ре­де­лил глав­ную те­му сво­его твор­чес­тва:

«Я так мно­го лет про­вел в де­рев­не, так бли­зок был к сель­ской шко­ле, так час­то наб­лю­дал кресть­ян­ских де­тей, так по­лю­бил их за их не­пос­ред­ствен­ность, да­ро­ви­тость, что они сде­ла­лись ге­ро­ями мо­их кар­тин».

Боль­шин­ство ра­бот на­пи­саны Бог­да­новым-Бель­ским в его род­ном се­ле Тете­во Смо­лен­ской гу­бер­нии, где он в дет­стве учил­ся в на­род­ной шко­ле про­фес­со­ра С.А. Ра­чин­ско­го.

Ученицы Николай Богданов-Бельский

Кар­ти­на «Уче­ницы» («За чте­ни­ем») бы­ла на­пи­са­на в на­ча­ле XX ве­ка, ког­да ху­дож­ник уже соз­дал це­лую се­рию по­ло­тен рас­сказы­ва­ющих о жиз­ни сель­ской дет­воры. Две кресть­ян­ские де­воч­ки в тра­ди­ци­онных одеж­дах, ак­ку­рат­но за­вя­занных пла­точ­ках, си­дят на скамье пе­ред шка­фом. Од­на из них, толь­ко что вни­ма­тель­но чи­тав­шая кни­гу от­влек­лась и за­дум­чи­во смот­рит вдаль. Дру­гая вся уг­лу­би­лась в чте­ние и ка­жет­ся, ше­ве­лит гу­ба­ми, пов­то­ряя про­чи­тан­ное. По­се­ще­ние школы или избы-чи­таль­ни бы­ло собы­ти­ем в их пов­сед­нев­ной жиз­ни. И не слу­ча­йно ге­ро­ини пред­став­лены в на­ряд­ной одеж­де. На од­ной из де­ву­шек до­мот­каный са­ра­фан в круп­ную си­нюю клет­ку, бе­лая ру­ба­ха со скром­ной вы­шив­кой си­ней нитью на ман­же­тах и яр­кий красный уз­кий по­ясок.

На дру­гой сво­бод­ная го­лу­бо­ва­то-си­няя коф­та с узо­ром, на­де­тая по­верх крас­но­го клет­ча­то­го са­ра­фа­на. На­рядные узор­чатые фаб­ричные плат­ки-по­лу­шал­ки покры­ва­ют го­ловы обе­их де­ву­шек. Праз­днич­ность одежды слов­но под­чер­ки­ва­ет осо­бен­ность мо­мен­та.

Виртуоз Николай Богданов-Бельский

При всей прос­то­те ре­ше­ния кар­тины ху­дож­ни­ку уда­лось пе­ре­дать внут­рен­ний мир де­во­чек-под­рос­тков, ис­крен­ность и чис­то­ту вос­при­ятия ми­ра — те ка­чес­тва, ко­торые за­ло­жены в них са­мой при­ро­дой.

Друзья ху­дож­ни­ка вспо­ми­на­ли, что кресть­ян­ские де­ти уз­нав его поб­ли­же, при­вет­ство­ва­ли осо­бен­но теп­ло, спра­ши­вая при этом:

«А ког­да же мы пи­сать бу­дем, мы зав­сег­да рады для вас сто­ять и мо­жем при­йти к вам в По­жин­ки в новых ру­ба­хах. Мне ма­ма сши­ла ро­зо­вую ру­ба­ху, а Ириш­ке — си­ний са­ра­фан, и мам­ка на­казы­ва­ла, чтобы не гряз­нить, а то, мол, Ни­ко­лай Пет­ро­вич бес­пре­мен­но бу­дет с вас списы­вать».

Как спра­вед­ли­во от­ме­ча­ли кри­ти­ки, от кар­тин Бог­да­но­ва-Бель­ско­го ис­хо­дит са­ма доб­ро­та, вло­жен­ная ху­дож­ни­ком в при их соз­да­нии.

Устный счёт Николай Богданов-Бельский

Ра­чин­ский Сер­гей Алек­сан­дро­вич (1833-1902), про­фес­сор бо­та­ни­ки Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, в 1867 го­ду ос­та­вил на­уч­ную ка­фед­ру и пос­вя­тил се­бя де­лу на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния. В сво­ем име­нии в се­ле Тате­ве он пос­тро­ил на соб­ственные сред­ства шко­лу для кресть­ян­ских де­тей и «об­ще­жи­тие» для ре­бят из ок­ру­жа­ющих и даль­них де­ре­вень. Час­то уче­ни­ки Ра­чин­ско­го ста­но­ви­лись «ге­ро­ями» кар­тин Бог­да­но­ва-Бель­ско­го.

Новая сказка Николай Богданов-Бельский

Бог­да­нов-Бель­ский Ни­ко­лай Пет­ро­вич (1868-1945). Ху­дож­ник-пе­ред­виж­ник кон­ца XIX — на­ча­ла XX ве­ка. Де­йс­тви­тель­ный член Ака­де­мии ху­до­жеств Рос­сии, ра­бо­тал в об­лас­ти пор­тре­та, пе­йза­жа, бы­то­во­го жан­ра. Ав­тор кар­тин «Ус­тный счёт» (1895, в Треть­яков­ской га­ле­рее), «У две­рей школы» (1897, в Рус­ском му­зее), «Вос­крес­ное чте­ние в сель­ской шко­ле» (1900), «Кресть­ян­ские де­ти» (1910), «Новые хо­зя­ева» и мно­гих дру­гих. Ро­дил­ся 8 де­каб­ря 1868 го­да в Бель­ском уез­де Смо­лен­ской гу­бер­нии. Пос­ле ре­во­лю­ции жил и ра­бо­тал в Лат­вии. В 40-х го­дах Бог­да­нов-Бель­ский вы­ехал в Гер­ма­нию на ле­че­ние, там про­вёл пос­лед­ние дни своей жиз­ни. Умер 19 фев­ра­ля 1945 го­да в Бер­ли­не. По­хо­ро­нен на рус­ском клад­би­ще Тегель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + 13 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.