Николай Богданов-Бельский
Среди художников-передвижников конца XIX-начала XX века видное место принадлежит Н. П. Богданову-Бельскому. Его имя становится широко известным в России после написания картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей). Художник так определил главную тему своего творчества:
«Я так много лет провел в деревне, так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за их непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».
Большинство работ написаны Богдановым-Бельским в его родном селе Тетево Смоленской губернии, где он в детстве учился в народной школе профессора С.А. Рачинского.
Картина «Ученицы» («За чтением») была написана в начале XX века, когда художник уже создал целую серию полотен рассказывающих о жизни сельской детворы. Две крестьянские девочки в традиционных одеждах, аккуратно завязанных платочках, сидят на скамье перед шкафом. Одна из них, только что внимательно читавшая книгу отвлеклась и задумчиво смотрит вдаль. Другая вся углубилась в чтение и кажется, шевелит губами, повторяя прочитанное. Посещение школы или избы-читальни было событием в их повседневной жизни. И не случайно героини представлены в нарядной одежде. На одной из девушек домотканый сарафан в крупную синюю клетку, белая рубаха со скромной вышивкой синей нитью на манжетах и яркий красный узкий поясок.
На другой свободная голубовато-синяя кофта с узором, надетая поверх красного клетчатого сарафана. Нарядные узорчатые фабричные платки-полушалки покрывают головы обеих девушек. Праздничность одежды словно подчеркивает особенность момента.
При всей простоте решения картины художнику удалось передать внутренний мир девочек-подростков, искренность и чистоту восприятия мира — те качества, которые заложены в них самой природой.
Друзья художника вспоминали, что крестьянские дети узнав его поближе, приветствовали особенно тепло, спрашивая при этом:
«А когда же мы писать будем, мы завсегда рады для вас стоять и можем прийти к вам в Пожинки в новых рубахах. Мне мама сшила розовую рубаху, а Иришке — синий сарафан, и мамка наказывала, чтобы не грязнить, а то, мол, Николай Петрович беспременно будет с вас списывать».
Как справедливо отмечали критики, от картин Богданова-Бельского исходит сама доброта, вложенная художником в при их создании.
Рачинский Сергей Александрович (1833-1902), профессор ботаники Московского университета, в 1867 году оставил научную кафедру и посвятил себя делу народного образования. В своем имении в селе Татеве он построил на собственные средства школу для крестьянских детей и «общежитие» для ребят из окружающих и дальних деревень. Часто ученики Рачинского становились «героями» картин Богданова-Бельского.
Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945). Художник-передвижник конца XIX — начала XX века. Действительный член Академии художеств России, работал в области портрета, пейзажа, бытового жанра. Автор картин «Устный счёт» (1895, в Третьяковской галерее), «У дверей школы» (1897, в Русском музее), «Воскресное чтение в сельской школе» (1900), «Крестьянские дети» (1910), «Новые хозяева» и многих других. Родился 8 декабря 1868 года в Бельском уезде Смоленской губернии. После революции жил и работал в Латвии. В 40-х годах Богданов-Бельский выехал в Германию на лечение, там провёл последние дни своей жизни. Умер 19 февраля 1945 года в Берлине. Похоронен на русском кладбище Тегель.