Новоселье в СССР на картинах художников
Несмотря на то что живопись советского периода весьма специфического содержания, к ней и сегодня проявляют большо́й интерес. Изобразительное искусство СССР можно разделить на официальное и неофициальное. К первой категории относились произведения, которые писались по заказу различных управляющих структур. Во вторую категорию попадали все неугодные для советской власти художники.
В СССР рынка недвижимости в принципе не существовало. Исключением из правил мог быть только дом в каком-нибудь колхозе, находящийся за чертой города. Квартиры же сдавались в социальный наём и являлись государственной собственностью. Да и «не свою» квартиру можно было получить, только при условии, что трудишься на блага государства несколько десятков лет.
Тем не менее люди, пережившие уплотнение, когда от государства давались «углы» за шторкой были рады получить даже комнату в коммуналке, поэтому новоселье, большинство отмечали с размахом. Радостному событию некоторые известные художники посвятили картины.
Сюжету картины «Новоселье» Кузьмы Петрова-Водкина была посвящена целая статья в газете, автором которой был сам художник. В тексте он детально описа́л сюжет произведения. Событие происходит в 1922 году. Семья рабочих получила квартиру. Прежний хозяин жилплощади был банкиром и сбежал из страны. Глава семейства сидит за столом в парадной белой рубашке и принимает поздравления.
Несмотря на всю торжественность происходящего и радостный посыл, который задумал Петров-Водкин, полотно получилось не очень удачным. Оно перегружено деталями и какой-то суетой. Живописец не умел писа́ть оптимистичные сюжеты, посвящённые совместному строительству социализма.
Работа Александра Лактионова «Переезд на новую квартиру» вызывает некоторые вопросы у современного зрителя. И дело даже не в сомнениях, за какие такие заслуги семья получила приличного размера жилплощадь, а обычном фикусе! Одни предполагают, что дорогостоящее растение, является символом мещанства и обличает новосёлов.
Однако мало кому известно, что сразу после революции, вовсе не царь-фикус считался символом разбогатевших простолюдинов, а скромная герань. В мае 1929 года в номере «Иллюстрированной бытовой газеты» были напечатаны призывы «по герани бить фикусами… канарейку — чижом». Садово-цветоводческие журналы пестрили заметками о том, как легко вырастить фикус в домашних условиях. Скорее всего, Александр Лактионов не задумываясь о каких-то тайных символах, изобразил цветок на картине.