Живопись «Мира искусства» — яркое явление в искусстве Российской империи. В конце девятнадцатого века самые разные художники объединились на базе одноимённого журнала. Многие из них были представителями стиля модерн. Среди художников «Мира искусства» — множество громких имён. В группу входили Леон Бакст, Иван Билибин, Васнецов, Сомов и Бенуа.
Особенности стиля «Мира искусства»
Художники следовали передовым принципам, однако их взгляд был обращён назад, в прошлое. Древняя Русь, итальянский театр, сцены из придворной жизни королей – вот основные темы их творчества.
Важной деталью идеологии «Мира искусства» была идея о том, что красота необязательно должна быть полезной. Не нужно примешивать к ней высокие нравственные идеи, она прекрасна сама по себе. Так размышляли художники. Но, в отличие от циников мира авангарда, они не попирали нормы общества.
Работа для театра
Принцип синтеза искусств во времена «мирискуссников» породил живопись, связанную с искусством театра. Театральность и манерность на их картинах создавали атмосферу феерического представления. Они не только вдохновлялись театром, но и оформляли спектакли. Многие из живописцев того времени выступили как реформаторы театра и создатели смелых декораций и костюмов. У них было много работы, ведь именно в этот период началась славная история балета «Русских сезонов». Особенно известны театральные костюмы Леона Бакста. Бакст был увлечён романтикой Востока и стал ярким представителем русского ориентализма. Его костюмы отличаются богатством орнамента и эффектами, усиливающими динамику поз.
Иллюстрации
Не менее важной была работа объединения над детскими иллюстрациями к сказкам Пушкина и к народным сказкам. Владимир Конашевич, один из ведущих иллюстраторов, уже в советское время подвергался нещадной критике. По словам автора статьи «О художниках — пачкунах», этот художник нисколько не заботился о читателях.
На деле же вклад В. Конашевича в русскую иллюстрацию именно в том, что он первый создал книгу, которая была дружественной для ребёнка. В его иллюстрациях не было высокомерного тона взрослого, который считает, что ребёнок достоин лишь поучения и сурового наказания. И, хотя в те времена художники ещё не знали основ детской психологии, которая объясняет, что дети воспринимают лишь яркие цвета и крупные простые силуэты, но сам дух этих иллюстраций был уже детским.
Не менее важную роль в детской иллюстрации сыграл акварелист Билибин. На его картинах можно увидеть соединение древнерусских и восточных принципов. Это особенно заметно, если сравнить картину Хокусая «Большая волна в Канагаве» и иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» Билибина. В своих картинах Иван Билибин использует японский принцип плоскостной формы. В его акварелях почти нет светотени, силуэты ограничены чёрной лёгкой линией контура. Каждая работа обрамлена неповторимым авторским узором. Рамка ещё больше усиливает ощущение от изображённого на картине. Билибин был одним из первооткрывателей Древней Руси и её искусства для привыкших к западной культуре дворян. С особой тщательностью художник изучал богатство русского национального стиля. Он часто участвовал в экспедициях по русским деревням.
Но всё же, лавры создателя отечественной иллюстрации Билибину пришлось делить с не столь известной, но чрезвычайно талантливой Еленой Поленовой. Она была сестрой знаменитого передвижника. В их семье искусство было важной частью воспитания, и неудивительно, что она тоже стала художницей. Она иллюстрировала сказки, такие как «Война грибов», но много работала и в области «не прикладной» живописи модерна. Мир детских фантазий был для неё подлинным источником вдохновения.
Васнецов и его русский стиль
Модерн во всех странах искал национальные корни. В Европе в это время снова получила признание готика. В Индии распространился стиль, смешивающий элементы архитектуры Великих Моголов с колониальной архитектурой. Именно поэтому поиск национального увлекал русских художников. Трудно поверить, но Виктора Васнецова долгое время презирали коллеги. Его картины называли чуть ли не народным лубком. Однако, если задуматься над образами его работ, можно понять, насколько они гениальны. К примеру, картина «Три богатыря». Кроме исторической достоверности деталей, в ней есть определённый героический посыл. Так, над полем вдалеке, где пали русские богатыри, летают не вороны, а орлы – птицы, достойные героев. В картине «Алёнушка» показана драма, обставленная в традиционных русских декорациях. Тёмный омут, грустно склонённая фигура девочки – всё это создаёт знакомый с детства фантастический образ. Полотна Васнецова сегодня известны практически каждому, и без них уже невозможно представить русское искусство.
История объединения, преобразование и раскол
Объединение существовало в неизменном виде с 1898 – го по 1904 год, затем ненадолго исчезло и было возрождено в 1910 –м. После реорганизации в неё вошли художники самых разных направлений. Ещё большую стилевую пестроту объединение приобрело в двадцатые годы, когда модерн перестал быть единственной основой объединения. Окончательно история «Мира искусства» закончилась после Революции в России в 1924 году. В последние несколько лет деятели объединения жили и работали в эмиграции.
«Мир искусства» сыграл свою роль в отечественной истории. Сегодня россиянам фактически вернули Серебряный век, а вместе с ним начали вспоминать и имена деятелей модерна, которые заслуживают того, чтобы их наследие изучали и помнили потомки.