Эволюция истории художественной наготы параллельна истории искусства в целом, за должным исключением специфики, проистекающей из различной степени принятия сцен наготы различными формами общества и культуры, последовавшими за ней. 

Ню в искусстве

Обнажённая натура — это художественная тема, представленная в различных художественных средствах: живописи, скульптуре, а также в фотографии и кино, где представлены формы человеческого тела (как мужского, так и женского) обнажённого или полуобнажённого; это считается одной из основных классификаций произведений искусства. Нагота  становится отражением современных социальных норм в целом, как в области эстетики, так и в представлении о морали, о времени и месте, в котором произведение было выполнено. 

image
Спящая Венера (картина Джорджоне)

Есть много культур, которые терпимее относятся к наготе в искусстве, чем в реальной жизни, применяя к обнажёнке разные параметры того, что считается приемлемым или нет. 

Как жанр обнажённая натура представляет собой сложную проблему из-за её многочисленных вариаций, как формальных, так и эстетических и иконографических, и есть искусствоведы, которые считают её одной из самых важных в истории западного искусства. 

По словам испанского историка, эссеиста и критика Франсиско Кальво Серраллера: 

«Нагота — это не только форма искусства, но и такое же объяснение — или логика — западного искусства: драматическая точка или перекрёсток между естественным и небесным, между идеальным и истинным, между плотским и духовным, в конечном счёте, между телом и душой». 

Франсиско Кальво Серраллер

Также Хавьер Портус, художественный куратор и реставратор музея Прадо, считает, что:

«На протяжении веков обнажённая натура была преимущественно формой искусства, присутствующей на Западе, способной наилучшим образом выразить все другие ценности через цвет и изобразительную материю». 

Хавьер Портус

Ню в искусстве Древнего мира

Хотя обнажённая натура часто ассоциируется с эротизмом, на самом деле она может приобретать различные интерпретации и альтернативные значения, например, в мифологии и религии или даже для изучения анатомии. В изобразительном искусстве Древней Греции с помощью ню показывали красоту и эстетическое совершенство человеческого тела. 

image 1
Даная Рембрандт

Представление о красоте менялось в зависимости от социальных и культурных ценностей каждого исторического периода, при этом было неважно к какой национальности принадлежит человек. Так для греков тело было предметом гордости, а для евреев и христиан, нагота являлась источником крайнего смущения. 

Изучение и художественное изображение человеческого тела было постоянным на протяжении всей истории искусства, начиная с предыстории с Венерой Виллендорфской и заканчивая всеми известными примерами. Одной из культур, в которой изображение художественной наготы получило наибольшее распространение, была культура классического мира греко-римской древности, где вскоре направление было задумано как идеал эстетический.

Отрицание и принятие обнажённой натуры в искусстве 

В средние века художественное изображение ограничивалось исключительно религиозными темами и лечилось теологией, основанной на отрывках из Библии, христианского священного текста; только таким образом можно было оправдать его передачу в различных формах искусства. С началом эпохи Возрождения (в середине XV века) новая культура, происходящая из гуманизма, приняла направление, явно отмеченное ещё большим антропоцентризмом; это привело к возвращению художественной обнажённой натуры после долгих веков сокрытия и, таким образом, добавлению историко-мифологических тем, восходящих к язычеству, к обычным религиозным сюжетам предыдущих веков, особенно в аллегорической форме. 

image 2
Девушка с собачкой Фрагонар

Именно тогда, в XIX веке, особенно в импрессионизме, обнажённое тело начало терять свой в высшей степени иконографический характер, чтобы быть представленным в гораздо более профанных эстетических качествах. 

Исследования живописи ню в качестве художественного жанра сосредоточились на анализе её теории появления, и прежде всего на внутренних отношениях между произведением и зрителем, а также на изучении гендерных отношений. Например, феминизм подверг критике использование обнажённой натуры как объективации формы женского человеческого тела, что подтверждает господство патриархальной идеологии в западном обществе. 

image 3
Олимпия Мане

Такие художники, как Люсьен Фрейд и Дженни Сэвилл, разработали своего рода неидеализированное человеческое тело в попытке устранить традиционную концепцию наготы, ища её сущность за пределами идеи красоты и отличительного различия, определяемого гендерной идентичностью.

0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Cultvibe

0
Администратор сайта. По всем вопросам пишите!
Комментарии: 0Публикации: 1201Регистрация: 09-07-2022

Категория: