Зарубин Владимир Иванович – советский художник-мультипликатор, известен в каждой семье если не по фамилии, то точно по его знаменитым открыткам. Знакомые всем с детства зайчики, мишки, ёжики и белочки до сих пор являются невероятно популярными до такой степени, что даже предпринимались неоднократные попытки их подделывать.
Владимир Иванович родился в 1925г. в дер. Андрияновка, Орловской области. На сегодняшний день, к сожалению, деревня не сохранилась, но это не мешает жителям соседних поселений хранить память о своем знаменитом земляке. Участник ВОВ, пройдя заточение в трудовом лагере и пережив оккупацию, он не утратил чувства доброты, радости и всегда стремился передавать их другим через свои работы.
Рисованием маленький Володя увлекся с детства. Благодаря его отцу, дома была собрана внушительная коллекция открыток и книг с разнообразными репродукциями картин, которые мальчик мог рассматривать часами.
В 1939 г., когда Владимир Иванович был еще подростком, вышла из печати первая советская открытка.
Для многих довоенных открыток были характерны сюжеты с Кремлем, звездами и Спасской башней. С началом ВОВ выпуск открыток в СССР не прекратился, но изменился характер посланий и надписей на них. Такие изменения были связаны с военным положением в стране, бойцы и тыловики обменивались карточками «Привет с фронта!», «К новым победам» и др. Подобные послания были призваны поддержать боевой дух солдат, настроить людей на победу и боевые подвиги.
Удивительно, но не военный дух времени, ни пережитые дни в немецком плену практически не отразились в работах автора. Да, среди его работ были модные тогда и космические ракеты, и прославление человека-труда, однако наибольшая известность пришла к Зарубину именно благодаря его сказочным лесным жителям.
После войны, с 1949 года Владимир Иванович начинает трудиться в должности заводского художника, хотя официально он числился на разных рабочих специальностях. Позже, именно с этой должности он придет на «Союзмультфильм» и создаст узнаваемых всеми персонажей из «Ну, погоди!», «Маугли» (отдельные части), знаменитый сыщик из «Бременских музыкантов» тоже его рук дело.
В период с 1957-1982 г., в течение 25 лет он работал в должности художника-мультипликатора на «Союзмультфильме». Помимо этого, Владимир Иванович иллюстрировал книги, оформлял календари, конверты. Но наибольшую известность получили его поздравительные открытки. Его самая первая открытка вышла в 1962 г. под редакцией Ю.Ряховского и называлась «Веселый космонавт»
События 1960-х годов нашли свое отражение и в советских открытках. Активное освоение космоса, холодная война между СССР и США, расцвет рок-музыки и др. все эти события повлияли и на творчество художников. Все чаще актуальной тематикой становится разнообразная авиатехника.
Для этого времени характерны изображения масштабной стройки, производства, силы и мощи страны. Также популярна пропаганда здорового образа жизни, сюжеты, связанные со спортом и отдыхом на природе. Вместе с тем, все больше появляется сказочных персонажей: лесных зверят, Деда Мороза, Снегурочки. Открытки этого периода для автора были своеобразной «пробой пера», Владимир Иванович еще только разрабатывал свой стиль.
Герои часто изображались на однотонном фоне, из цветовой гаммы излюбленное сочетание автора – синий и зеленоватые оттенки, цвета зимы и леса. Сюжеты – динамичные, часто с юмором, как одна маленькая история, застывшая в картинке.
На рубеже 1960-х и 1970-х годов на открытках всё чаще мелькает чудо того времени — телевизор. По-прежнему часто можно встретить символы страны: красный флаг, серп и молот, Кремль. Но все политические темы были далеки от Владимира Ивановича. Он сам признавался, что не собирается тягаться в мастерстве с уже сложившимися «политическими» художниками и предпочел сосредоточиться на известных всем лесных жителях и сказочных персонажах.
Одно из ключевых событий 80-х годов, Олимпиада – 1980, подсказала новый сюжет для многогранной печатной продукции. Теперь главным героем всевозможных изображений выступает олимпийский мишка. Кроме него, художники активно изображают технический прогресс тех лет, проще говоря – приметы времени. Не остался в стороне и Владимир Иванович.
В его новогодних сюжетах Дед Мороз уже развозит подарки не на традиционных оленях, а на современном снегоходе. Мальчик Новый Год летает над лесом на дельтаплане, делает снимки лесных жителей на фотоаппарат. А заяц с мишкой радуются, танцуют, используя при этом музыкальные колонки и микрофон. К слову, мишка в изображении Владимира Ивановича имеет легкое сходство со своим всемирно известным олимпийским собратом.
Начало 90-х годов для всей страны и для каждого человека стал весьма непростым периодом. Многие привычные вещи подверглись переосмыслению и обновлению. В частности, в тематике открыток снова появились поздравления «С Рождеством». Сюжеты могли создаваться самостоятельно или перерисовываться со старинных изображений.
В это время Владимир Иванович согласился сотрудничать с небольшим издательством «Галилея». Однако оплата за сданные работы часто задерживалась, а в определенный момент и вовсе прекратилась. Такая ситуация очень подорвала здоровье Владимира Ивановича и 21 июня 1996 года он скончался.
Сегодня современные открытки пытаются удивить яркой печатью, оригинальностью и юмором, однако именно старые экземпляры обладают своим неповторимым шармом и очарованием. По воспоминаниям близких, Владимир Иванович до последних дней все свободное время посвящал работе.
Каждая его открытка как маленькая сказка, которая дарит тепло и ощущение волшебства. Когда у него спрашивали, что же главное в его творчестве, он всегда отвечал: «Может быть, мои открытки помогут людям стать чуть добрее».