Хохлома — это яркая декоративная роспись по дереву, своеобразность которой заключается в особых технологиях создания. Она представляет собой смесь золотистых, красных, чёрных и зелёных цветов, наполненных жизнью и яркими эмоциями. В хохломе золотой оттенок есть всегда, но он не достигается при помощи обычных золотых красок. Мастера используют порошок олова, который обжигается и приобретает нужный цвет.
Происхождение хохломы
Хохломская роспись была создана в XVII веке, в глухих деревнях за Волгой. После нашествия татаро-монгольского ига местные земли были разорены, поэтому для жителей поселений промысел стал главным источником дохода и способом выжить. Как именно возникло такое искусство до сих пор неизвестно, однако есть несколько версий.
Один из легендарных рассказов о появлении хохломы утверждает, что промысел был спасительным для старообрядцев, которые, вынужденные скрываться в лесах Заволжья после церковной реформы, также перенесли технологию обжига дерева. Эти беглецы были умелыми ремесленниками, писавшими иконы и картины с использованием олова. Местные жители проявляли таланты резьбы по дереву, создавая посуду. В конце концов эти два ремесла пересеклись и возникло своеобразное искусство хохломы.
Однако есть документы, свидетельствующие о том, что нижегородские мастера использовали олово для росписи по дереву до раскола в 1640-1650 годах. Таким образом, эта версия ставит под вопрос первую теорию о возникновении этой декоративной росписи.
Вторая легенда гласит, что хохлома возникла благодаря Андрею Лоскуту — талантливому иконописцу. После церковной реформы он сбежал из столицы в Заволжье, чтобы создавать иконы и украшать росписью посуду. К сожалению, он был обнаружен. Чтобы спастись от преследователей, Андрей Лоскут сжёг себя, но перед этим завещал местным жителям сохранить своё дело.
Хохломский промысел не развивался долго из-за высокой цены на олово. Привозной материал могли позволить себе далеко не все, поэтому требовался состоятельный заказчик посуды. И им стал Троице-Сергиев монастырь, куда позже свезли крестьян из 80 деревень. Именно эти поселения и известны сегодня в качестве родины хохломской росписи.
Расположение хохломского промысла было удачно. Село Хохлома, куда отправляли расписную посуду, было большим центром торговли. Через местную ярмарку расписанные изделия распространялись по всей стране и даже за ее границами. Близость Волги помогала развитию — изделия перевозили через реку и потом через прикаспийские степи в Индию и Среднюю Азию. В Европу этот товар тоже доставлялся, туда он попадал через Архангельск.
Вторая половина XIX века стала расцветом хохломского промысла. Ремесло стало популярно среди образованной части общества, так как русский стиль стал модным. Именно в это время художественная посуда обрела популярность и стала частью русской культуры.
Хохлома начала цениться как искусство, и в 1853 году посуда с «золотой росписью» в первый раз показали на всероссийской промышленной выставке в Москве. После этого она успешно выставлялась в других городах России и Франции. В число ее ценителей входила даже царская семья. Знаменитой стала роспись, созданная Михаилом Красильниковым, которого императрица Мария Фёдоровна наградила золотыми часами за искусную работу.