Развитие культуры имеет длительную, тысячелетнюю историю. Первобытная культура была первым этапом в рамках данной истории Первые ростки этой культуры относятся к эпохе палеолита. Именно к этому периоду относят возникновение первых орудий труда, которые.
Другие ученые связывают возникновение первобытной культуры с первым человеком разумным (homo sapiens). Именно он считается первым на земле культурным человеком. Его культурность связана с основными видами деятельности, которые существовали в данную эпоху – охота и собирательство, во время которых использовались несколько усовершенствованные орудия труда – каменные, костяные и др. Именно в этот период началось становление человечества, как культурной цивилизации. Первобытная культура имеет следующие основные характеристики: антропоморфизм, синкретизм.
Синкретизм подразумевает, что первобытные люди представляли окружающий мир и реальность нерасчлененными, неразрывными. Это относиться как к явлениям природы, так и человеческим чертам, то есть в понимании первобытных людей человечество и природа – живая и не живая – есть единое целое. Для первобытного человека не существовало каких-либо границ, которые разделяли бы его самого от природы, от общины, от форм культуры, от религии и верований. Все для него было слито в одно. Этого не скажешь о современных культурах, где различия между человеком, личностью и природой явно подчеркнуты. Антропоморфизм представляет из себя то явление, когда предметы окружающего мира и не живой природы наделялись человеческими чертами и качествами. Исходя из первого свойства первобытной культуры можно понять и эту особенность. Если первобытный человек не ставил различий между собой и не живой природой, то естественно, он рассматривал предметы окружающего мира по своему подобию и образу.
Сила традиций и по сей день остается движущей силой в некоторых обществах, несмотря на то, что прогресс и совершенствование общества проникло практически во все уголки земли. Другим чрезвычайно важным свойством первобытной культуры является наличие социального равенства, первобытным общинам не было свойственно наличие государственного строя, политических процессов и способов регулирования человеческой деятельности, а культура социальных отношений основывалась на принципах общинного традиционализма. Это свойство кардинально отличает первобытную культуру от современных культур, где нельзя встретить элементы социального равенства и отсутствия государственной организации отношений в обществе.