Продвижение механических двигателей, особенно с использованием силы пара, сделало настоящую революцию. Паровые машины становились более надежными и легкими в управлении, что привело к их массовому распространению на благо человека.
Первым выдвинул идею использовать силу пара для привода в действие механизмов французский ученый Дени Папен, сконструировавшего первый паровой двигатель еще в XVII столетии. Всем известный паровой механизм Джеймса Уатта появится лишь через 90 лет. А в 1707 году французу удалось создать уникальный двигатель, который мог с помощью гребных колес перемещать пароход по руслу реки. Достоверных записей об этом изобретении не сохранилось, но есть сведения о неком корабле, который перемещал пассажиров через реку на другой берег и был уничтожен завистливыми перевозчиками.
По прошествии 30 лет идею Дени Папена подхватил Джонатан Халлс – механик из Великобритании. Но его пароход не смог выдержать массивного двигателя и при спуске на воду утонул. А вот поистине отличных итогов многолетних мытарств удалось добиться лишь в начале XIX столетия. Шотландскому механику Уильяму Саймингтону повезло проплыть на своем судне с паровым двигателем, что повторил Роберт Фултон из США через пять лет. Пресса запестрела грандиозными заголовками о необычных судах «Шарлотта Дундас» и «Клермонт», а последний даже стал осуществлять платные перевозки и выполнял их регулярно. Средства массовой информации сообщали, что большинство лодочников забывали все на свете и с ужасом в глазах провожали взглядом «монстр Фултона», когда тот появлялся на реке. Ведь такой чудо-пароход мог курсировать не только по течению, но и легко преодолевал сильный ветер и встречную воду. 11.02.1809 года Р. Фултон зарегистрировал свое новшество и таким образом стал исторически признанным изобретателем пароходов. Уже перед самой своей кончиной изобретатель смог сконструировать паровое военное судно «Фултон Первый», знакомое всем еще под именем «Демологос».
Пробный пароход в России был сконструирован заводчиком Карлом Бердом в 1815 году. Он был собран на его метало-литейном заводе. Судно было названо «Елизавета» и успешно прошло испытательное плавание на реке Нева в Санкт-Петербурге. Затем пароход долго ходил между городом и Кронштадтом. С этого момента россияне стали использовать слово «пароход» с легкой подачи прессы.