Биография художника
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в небольшом немецком городке Зигене, куда его родители перебрались из Фландрии из-за религиозных преследований. Через 10 лет умер отец будущего художника и вскоре после этого печального события мать с детьми вернулась в Антверпен.
Мальчик с ранних лет обнаружил способности к обучению. Особенно легко ему давались иностранные языки. В иезуитской школе он в совершенстве обучился латыни и познакомился с античной культурой. Рубенс постоянно совершенствовал свои знания в лингвистике и на протяжении многих лет свободно общался с людьми не только на родном голландском, но и на французском, немецком, итальянском, английском и испанском языках.
В 14 лет подросток уговорил мать отдать его на обучение живописи. Первым наставником Рубенса стал пейзажист и график Тобиас Верхахт (Tobias Verhaecht), дальний родственник матери. Затем Питер продолжил учебу у портретиста Адама ван Ноорта (Adam van Noort) и самого известного мастера живописи в Антверпене тех времен — Отто ван Веена (Otto van Veen). В 1600 году Рубенс уехал в Италию, где благодаря своему умению заводить знакомства и таланту живописца сумел поступить на службу к герцогу Мантуи. В составе свиты Винченцо Гонгазы он побывал во многих центрах итальянского искусства: Риме, Флоренции, Милане, Генуе.
В 1605 году герцог Гонгаза назначил Рубенса послом и отправил к испанскому королю с коллекцией картин. Здесь молодой живописец быстро завоевал уважение и даже получил предложение занять должность придворного художника, но отказался от высокой чести и отправился в Мантую.
В 1608 году Рубенс вернулся во Фландрию, вступил в брак с Изабеллой Брант и открыл свою мастерскую. Она пользовалась огромным успехом, нередко желающие несколько лет ждали очереди, чтобы попасть на обучение к мастеру. Художник вел обеспеченную жизнь, получал множество заказов и творил в разных жанрах. В 1622 году Мария Медичи пригласила Рубенса в Париж для украшения своей резиденции — Люксембургского дворца. Королева-мать заказала художнику 24 картины, и с этой задачей он блестяще справился.
Смерть жены в 1626 году стала тяжким ударом для мастера. На 4 года он отошел от искусства и занялся дипломатической службой: принимал участие в переговорах и выполнял официальные миссии в столицах Англии и Испании. В декабре 1630 года уже немолодой Рубенс женился во второй раз на 16-летней Елене Фоурмен. Он обожал свою новую возлюбленную и написал множество ее портретов. Елена родила Питеру 5 детей и оставалась музой до самой кончины художника.
Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года, оставив наследникам огромное по тем временам состояние — 400 000 флоринов. Благодаря чему вдова и дети могли жить безбедно долгие годы.
10 Известных картин Рубенса и их описание
Даниил в яме со львами
Картина «Даниил в яме со львами» является шедевром мировой живописи по религиозной тематике. Написана в 1615 году, когда Рубенс уже был достаточно известен в художественных кругах.
На картине мы видим Даниила. По легенде это был сатрап, который служил персидскому царю – Дарию. У них были очень теплые отношения з Даниилом. И царь хотел повысить его в должности. Но это не понравилось другим чиновникам страны.
Они знали, что Даниил три раза в день молится своему Богу. И пришли с этим известием к Дарию. Убедили его в том, чтобы он принял закон, что все люди должны молится только великому царю. Но Даниил ослушался его. Дарий, узнав об этом, приказал слугам бросить Даниила в яму ко львам. Но львы сатрапа не трогали, потому что Даниил молился Богу и он спас его от львов.
На картине мы видим, как Даниил сложил руки в молитве и смотрит на небо. Львы изображены грозные, они выставляют свои клики, но Даниила не трогают. На первом плане лежат человеческие останки. Рубенс хотел показать, что все люди, которых бросали в яму умерли. И только Даниил со своей истинной верой остался жив.
Аллегория Священной мудрости
Картина написана во времена юности поэта. Тогда была очень сложная ситуация с религиозными книгами. Многие книги сжигали, а другие не описывали верный сюжет.
Рубенс изобразил именно момент написания священной книги. Видим на первом плане женщину. Она величественно сидит на стуле, опрокинув одну ногу на ступеньку. На ногах у нее большая книга, в руках перо. Она опрокинула голову и задумалась над чем-то. Черты лица утонченные. Как то с презрением она смотрит вдаль. Мимо пролетает птица. Эта как символ того, что свыше женщине дано написать то, что она задумала.
Слева сидит ангел и пристально заглядывает ей в лицо. Наверное он хочет прочитать, про что она задумалась. Лицо у него серьёзное, даже немного злое. А в руках ангеле – чернило. Наверное он помогает этой женщине писать.
Странно изобразил Рубенс и крылья Ангела. Серые крылья почему-то перерастают в красные. Возможно он хотел показать, что не все в этой книге будет правдой.
Венера и Адонис
Полотно «Венера и Адонис» было написано в 1610 году. Сейчас оно находится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.
За основу своей картины Рубенс взял сюжет про нежную любовь героев Овидия из «Метаморфоз» — Венеры и Адониса. Богиня Венера влюбилось в простого смертного охотника. Но он был сильно увлечен охотой и не замечал Венеру. Она предостерегала его, что такая любовь к охоте может привести к смерти. Так и случилось. Во время очередного занятия Адониса разорвал на части вепрь.
Картина именно и передает момент, когда Венера уговаривает Адониса не идти на судьбоносную охоту. Здесь она представляет идеал красоты того времени: пышные формы, длинные волосы, правильное очертание лица. Она выглядит нежно и чувствительно.
Адонис напротив грубоватый, сильный, уверенный в себе. Он держит в руках большое копье. За ногу его держит маленький ангел. Рубенс даже передал момент, как мальчик сдерживает Адониса от фатальной охоты, как он пытается его защитить. Но погибель неминуема. И на лице Венеры это видно. В ее глазах, мимике чувствуется страх.
На заднем плане собаки уже готовы хоть сейчас бежать за добычей. И Адонис рукой отталкивает Венеру и идет вслед за своей смертью.
Аллегория победы Геркулеса над раздором
В римской мифологии Геркулес считался самым сильным человеком на земле. А про его двенадцать подвигов написали сотни картин.
Рубенс тоже затронул эту тематику. На картине изображен второй подвиг Геркулеса, корда он убивает Лернейскую Гидру, которая имела голову змеи.
Мы видим, как Геркулес замахивается чтобы нанести очевидно решающий удар гидре. Он изображен сильным, мужественным. Каждая мышца его тела напряжена. Видим какие у него сильные ноги и руки. Он слегка прикрыт накидкой и она делает его образ еще более могучим.
А вот Гидра изброжена сов сем по другому. Почти все художники и литературы изображали ее, как чудовище, с лапами и змеиной головой. Но Рубенс ре шил нарисовать ее простой девушкой, только добавил неких красок. Видно, что вместо волос, у девушки змеи. Также главную змею она держит в руке. Ее глаза наполнены страхом и злостью. Видно, то она наполняет все вокруг раздором и хаосом.
Но тут противоречие. Маленький Ангел над головой Геркулеса, который держит венок. Он показывает, что Геркулес защищал права, святость. Он не издевается над бедной женщиной, а убивает раздор, ненависть.
Аллегория мира
История этой картины уникальна. Испанский король заказал у Рубенса эту картину, чтобы подарить ее английскому королю. В то время у них были очень плохие отношения и все шло к войне. Но после такого подарка эти две страны вдруг согласились подписать мирный договор. Историки утверждают, что большую роль отыграло именно это полотно.
Рубенс нарисовал здесь пантеон римских богов. В самом центре – девушка, она символизирует мир. Мальчик, который тянется к девушка олицетворяет богатство, ведь когда идет война, то это всегда бедность. А мир и богатство наоборот живут вместе.
Слева изображено две девушки. Первая держит в руке бубен, олицетворяя радость, веселье. А другая несет тяжелый таз. Видим, что там лежат золотые кубки, украшения. Она тоже олицетворяет богатство и также подношение.
Снизу, у ног богини мира изображен ангелочек и четыре небольших ребенка. Дети – это символ семейного счастья.
На заднем плане богиня мудрости питается выгнать Марса, бога войны. Она держит в руках оружие, замахиваясь ударить Марса и явно видно, что победа будет за ней.
Вознесение Девы Марии
Картина была написана Рубенсом для Собора Антверпенской Богоматери. Там она находится и сейчас.
Библия рассказывает, что после смерти Марии она была вознесена Ангелами на небеса за ее праведную жизнь и рождения сына божия. Рубенс описал этот момент удачно. Яркие краски говорят о том, какая радость была от вознесения. Сверху картины видим саму Марию. Рубенс изобразил ее молодой, с красивой фигурой и волосами. Ее подняли в кругооборот маленькие ангелы и несут ее в царство божье.
На переднем плане – двенадцать апостолов, которые столпились вокруг гробницы. Рубенс четко передал выражение лиц этих людей. Одни рады, что Мария вознеслась на небеса. Другие молятся Богу за это благоговение. Некоторые не понимают, что произошло и растеряно смотрят в гробницу. Последние, наоборот, восхищенно глядят на небеса и питаются запомнить образ вознесенной Марии.
Женщины, сестры Марии, держат цветок в руках. И вместо Марии в пустом гробу лежат цветы, символы чистоты.
Вирсавия в купальне
Сюжет картины был взят из библейского сюжета про Вирсавию и Давида. Именно она изображена в центре картины. Сверху на балконе чуть проглядывается мужской силуэт. Это и есть Давид. Он увидел красивую девушку, когда она была в купальни и очень полюбил ее.
Рубенс полностью передал красоту этой женщины. Длинные, красивые ножки, большая подтянутая грудь. А перчинкой образа является чуть покрасневшее лицо.
Она имеет роскошные золотистые волосы, которые аккуратно расчёсывает дама. Парень подает Вирсавии одежду. Скорее всего это ее слуги. Маленький собачка стоит у ног Вирсавии. Скорее всего это ее любимец.
Вирсавия слегка улыбается и смотрит вдаль. Она сидит на большом кресле. Одета в белое, легкое платье, а прикрывает ее черный плащ.
Очень красивый фон картины. Красивая архитектура замка. Давида почти не видно. Можно только предполагать, что он одет в золотистый балахон.
Рубенс удачно преподнёс красоту и образ Вирсавии. Специалисты предполагают, что именно Вирсавия есть идеалом красивой женщины эпохи художника.
Брак по договоренности
Картина показывает нам свадьбу Марии Медичи с королем Франции. Рано осиротевшая Медичи воспитывалась своим дядей, богатим кардиналом. Именно это и была цель Генриха – богатство. На картине видно, что и жених и невеста не молоды. Но на самом деле Генриха здесь даже нет. Его не очень интересовала Мария, и он не приехал на свадьбу. А вместо него на церемонии – дядя Фердинанд.
Он изобразил персонажей реальными, земнимы. Со стороны Марии ее сестра Елеонора и слуги. Сама Мария высокая, статная. На лице чуть заметна улыбка. Ведь она станет королевой Франции. Со стороны жениха посланцы самого Генриха. Видно, что они серьёзные люди. Один из них выставил ногу на перед дав понять, что они не из простого народа.
На заднем плане четко вделается лицо крестоносца. Он смотрит вдаль на зрителя. Многие утверждают, что он похож на самого Рубенса. Но это не доказано. Брак по договоренности заключен судя по тому, как скрещены руки у обоих. Мария становится королевой.
Возвращение Дианы с охоты (совместно с Франсом Снейдерсом)
Рубенс очень много робот писал на античную тематику. Одной из его любимых персонажей была богиня Диана. В мифах про нее часто говорили, что она хорошо охотилась.
В центре картины изображена Диана и ее спутницы, которые стоят напротив сатир. Она – это непорочность, чистота. А вот сатиры олицетворяю некую вакханалию. И эти миры не могут быть в месте.
Сатиры изображены с копытами, они выглядят дикими и злыми. Диана же наоборот выглядит красивой, нежной. Ее спутницы только дополняют этот образ своей красотой. Сатиры предлагают девушкам фрукты. Дают понять, что из фруктов можно сделать алкогольные напитки.
Заяц и птицы, которых поймала Диана символизируют чувственное наслаждение. А Диана дает понять, что она и другие не поведутся на соблазн и наслаждение.
Художник мастерски изображает пышные формы богини. Картина написана яркими красками. Все образы «живые» и реалистичные. Кажется это обычные женщины, которые вышли прогуляться.
Рубенс писал эту картину не сам. Его помощником был Франс Снейдерс. Он нарисовал фрукты и собак, которые пристально смотрят на сатир.
Персей освобождает Андромеду
Картина рассказывает нам еще один миф, как персей освобождает Андромеду. Она была от дана морскому чудовищу. И Персей решил освободить ее.
На картине и изображен момент, корда все свершилось. Персей освободил Андромеду. Цепы лежат на полу. Он нежно берет ее за руку.
Персей изображен простим солдатом, в железных доспехах. Сильные ноги, и руки дают понять, что он в хорошей форме. Около него есть и его поморник – красивая лошадь.
Над головой Персея нарисована богиня Ника. В руках она держит лавровый венок и уже готова наградить им Персея. Но он так увлечен Андромедой, что венок не главное для него.
Фигура Андромеды утонченная, напоминает фигуру Афродиты. Лицо опущено вниз, в знак благодарности своему спасителю. Вокруг нее ангелы, которые защищали ее. Она слегка прикрыта белой тканью.
Использованы темные краски, чтобы показать мрачность ситуации, в которой была Андромеда.
Рубенс в свойственной ему манере красиво и нежно изображал именно женские образы. Женщины у него всегда имеют красивое тело, лицо, волосы.