Кустодиев Борис Михайлович родился в 1878 году в Астрахани. Закончил Императорскую Академию художеств. Творчество художника довольно разнообразно. Он работал в таких жанрах как портрет, бытовая и жанровая сцена, книжная иллюстрация. Так же он занимался театральными декорациями.
Несмотря на то, что мастер завоевал любовь публики сразу после окончания Академии, всегда находились те, кто критиковал его творчество. Работы художника можно назвать своеобразной мишенью для критиков изобразительного искусства, ведь ни один мастер того времени не привлекал их внимание, как Кустодиев, потому что он постоянно оглядывался на искусство передвижников. Молодые критики, которые только начали осваиваться в мире вульгарной социологии, повесили на художника ярлык «последнего певца кулаков и купцов». Думаю вряд ли они вообще понимали, что происходит)
Хотя зная Илью Репина, его тоже можно отнести к данной категории мастеров. Его тоже любили поругать футуристы.
Тяга Кустодиев к неоклассицизму дала о себе знать. Он шёл наперекор модному в начале двадцатого века модернистскому искусству с его авангардными течениями, и вместо того, чтобы писать портреты тонких, изысканных барышень с их томными взглядами, декадансом и идеальным стилем, он выбирает крупнотелых купчих и крестьянок в качестве натурщиц, которые явно были далеки от эталонов и стандартов красоты начала прошлого столетия.
Есть мнение, что таким образом художник пытался уйти от реалий жизни революционной России, когда в сложный для страны период 1917 — 1920 гг. он писал картины, которые больше напоминали фантазийные сны, в которых все ещё оставалось место для патриархальных, старых укладов. Благодаря полотнам Кустодиева мы можем увидеть какой была та жизнь: весёлые гулянья, красочные наряды, поволжские крестьяне и мещане, церковные праздники.
Сейчас мастера называют русским Рубенсом. Мне это звание не по душе. Да, в какой то степени это так, но только из — за пышных барышень. Картины имеют явные отличительные черты. Рубенс — это барокко с его интеллигентными дворянскими чертами и достоинствами, а Кустодиев — символ настоящей русской души, тёплой и уютной. Пусть с ноткой гротеска и иронии, но его картины родные.
Со своей женой Юлией Борис Михайлович познакомился в 1900 году, когда отправился в Костромскую губернию для того, чтобы создавать этюды. В этом же году они и поженились. Юлия следовала за мужем повсюду, как верная жена декабриста. Кустодиев не любил женщин с округлыми формами в реальной жизни, и поэтому выбрал в жены стройную барышню. Но за всю жизнь написал всего несколько её портретов, одним из которых был их семейный, где они обедают на крыльце дома.
Позже Борис на обратной стороне полотна напишет свое знаменитое произведение «Русская Венера», которая станет достоянием российского изобразительного искусства. На картине в качестве модели будет позировать дочь Бориса.
Почему же Кустодиев писал полных купчих и русских красавиц, а в жены взял худощавую Юлию Прошинскую? Ответ очень прост: «Худые женщины на творчество не вдохновляют.» Именно так однажды он ответил на этот вопрос. Жаль, что ныне все совсем наоборот: для художников, модельеров, композиторов, главными музами становятся девушки модельной внешности.