Недавние археологические раскопки показали, что древние римляне могли водить свои транспортные средства по левой части дороги, и такая практика, видимо, перекочевала в средневековую Европу. Нельзя с уверенностью заявить о причинах, но ряд ученых настаивает, что это возникло в целях обороны. Они связывают практику левостороннего движения с тем, что подавляющее большинство людей использует правую руку как основную, поэтому вождение или езда слева позволили бы им владеть оружием более сильной рукой, в случае столкновения с врагом.
Вплоть до 1700-х годов движение лошадей и повозок было настолько легким, что решение о движении справа или слева нередко варьировалось в зависимости от местных порядков. Левое движение наконец законодательно закрепилось в Британии, когда в конце 18-го века вмешалось государство, но во Франции, которая долго отстаивала это право, дела обстояли иначе. Оба государства позже внедрили свои стили движения в принадлежащие им колонии. Этим можно объяснить неизменно левое движение, доминирующее в бывших британских колониях, например, в Австралии.
В то же время в США некоторые ученые связывают зарождение правостороннего движения с внедрением огромных грузовых вагонов, которые тащило на себе большое количество лошадей. Поскольку у этих вагонов часто не было водительского сиденья, водители, бывало, ездили на заднем левом коне, чтобы легче управлять лошадьми наиболее сильной рукой. Поскольку такие транспортные средства стали более распространенными, движение логичным образом сместилось вправо, так как водителям нужно было находиться ближе к центру дороги и не сталкиваться между собой. Также значительное воздействие оказал Генри Форд, серийно производивший свою «Т-модель» с рулевым колесом, расположенным слева.
Сегодня левостороннее движение все еще привычно для Англии и ряда ее бывших колоний, а также для некоторых азиатских стран. Как бы то ни было, с началом массового производства автомобиля большое количество стран сместилось вправо. Канада перешла на правостороннее движение в начале 20-х, а шведское правительство потратило несколько сотен миллионов ради переподготовки граждан, чтобы отказаться от движения слева.
В России подавляющее большинство дорог – правосторонние, а машины – с левым рулем. Но на Дальнем Востоке многие жители ездят на подержанных праворульных японских автомобилях, что может создавать определенные трудности на местных дорогах. Несмотря на это, японские машины пользуются популярностью из-за своей надежности.