Перестройкой в Советском союзе называли период глобальных перемен во всех государственных сферах. Впервые этот термин озвучил в 1985 году Михаил Горбачёв. За слово уцепились сначала СМИ, а затем его стали употреблять абсолютно все. Период перестройки длился непродолжительное время (1985-1991 гг.), поэтому серьёзных изменений в основных направлениях искусства не произошло. Для населения стали доступны многие произведения, которые ранее запрещались советской цензурой. Но так как видеоиндустрия вытеснила большинство форм досуга, то в прошлое ушли заседания, лектории и подобные мероприятия.
Художник Андрей Пашкевич создал проект «Политэкология», в котором показал свой взгляд на события девяностых. Андрей родился в 1945 году. Его отец Пётр Пашкевич работал на киностудии «Мосфильм» художником, и часто брал с собой маленького Андрея на съёмочные площадки.
Сразу после окончания ВГИКа Пашкевич обучался у известного художника Юрия Пименова. Диплом кинооператора и навыки владения кисточкой дали возможность Пашкевичу поучаствовать в создании известных советских кинолент, как документальных, так и художественных.
Находясь под впечатлением от процесса развала СССР, Андрей решил создать особую серию картин, описывающих события перестройки. В некоторых полотнах художник с долей сарказма изображает тревожные моменты «той» жизни, например, когда деятелям культуры приходилось идти торговать на Черкизон, чтобы прокормить семью. Эта тематика прослеживается в полотне «Художник и общество».
С другой стороны, картины пропитаны философскими мыслями и символизмом. Так, смысловые контрасты демонстрируются на картине «Спаси и сохрани», где старушечьи руки держат большой деревянный крест на фоне богато украшенного Георгиевского зала Кремля. Сто́ит обратить внимание на деньги и сберегательные книжки, которые уже не представляли ценности для людей. От них остался только пшик…
Ещё одна мрачноватая картина «Обманутая Россия». Главная фигура в плаще — человек без головы, т.е. государство без управления. На столе можно увидеть ваучеры, которые выдавали обманутым людям. Символичны портрет Сталина на стене и икона — символы исчезнувших идеалов.
Под некоторыми работами художник на выставках прикреплял собственные комментарии, чтобы зритель, особенно люди молодого поколения, не заставшие перестройку, смогли понять смысл сюжета.
Появление Бориса Ельцина и бо́льшие надежды на светлое будущее демонстрирует произведение «Натюрморт с яйцом». В 1995 году, когда эпоха Горбачёва подошла к концу и на политическую арену взошёл Ельцин, люди верили, что всё к лучшему. Народ всё ещё доедал «Ножки Буша», но положение в России уже начинает налаживаться.
А вот как прокомментировал работу «Реставратор» сам художник Андрей Пашкевич:
«…я хотел изобразить Горбачева как реставратора, в его кремлевском кабинете: он открывает холст, снимает краску с портрета Ленина, а под ним находит изображение Николая II, его парадный портрет – так мне хотелось показать переосмысление времени через фигуру Михаила Сергеевича».
Андрей Пашкевич входил в состав Международной федерации художников (IFA). Скончался мастер в 2011 году.