Политэкология художника Андрея Пашкевича

Перестройкой в Советском союзе называли период глобальных перемен во всех государственных сферах. Впервые этот термин озвучил в 1985 году Михаил Горбачёв. За слово уцепились сначала СМИ, а затем его стали употреблять абсолютно все. Период перестройки длился непродолжительное время (1985-1991 гг.), поэтому серьёзных изменений в основных направлениях искусства не произошло. Для населения стали доступны многие произведения, которые ранее запрещались советской цензурой. Но так как видеоиндустрия вытеснила большинство форм досуга, то в прошлое ушли заседания, лектории и подобные мероприятия. 

image 97
Конкуренты, 1991
image 99
С верой и надеждой, 1994

Художник Андрей Пашкевич создал проект «Политэкология», в котором показал свой взгляд на события девяностых. Андрей родился в 1945 году. Его отец Пётр Пашкевич работал на киностудии «Мосфильм» художником, и часто брал с собой маленького Андрея на съёмочные площадки. 

Сразу после окончания ВГИКа Пашкевич обучался у известного художника Юрия Пименова. Диплом кинооператора и навыки владения кисточкой дали возможность Пашкевичу поучаствовать в создании известных советских кинолент, как документальных, так и художественных. 

image 100
Затмение, 1990
image 101
Утро нашей родины, 2004

Находясь под впечатлением от процесса развала СССР, Андрей решил создать особую серию картин, описывающих события перестройки. В некоторых полотнах художник с долей сарказма изображает тревожные моменты «той» жизни, например, когда деятелям культуры приходилось идти торговать на Черкизон, чтобы прокормить семью. Эта тематика прослеживается в полотне «Художник и общество». 

image 102
Художник и Общество, 1998

С другой стороны, картины пропитаны философскими мыслями и символизмом. Так, смысловые контрасты демонстрируются на картине «Спаси и сохрани», где старушечьи руки держат большой деревянный крест на фоне богато украшенного Георгиевского зала Кремля. Сто́ит обратить внимание на деньги и сберегательные книжки, которые уже не представляли ценности для людей. От них остался только пшик… 

image 105
Спаси и сохрани, 1990

Ещё одна мрачноватая картина «Обманутая Россия». Главная фигура в плаще — человек без головы, т.е. государство без управления. На столе можно увидеть ваучеры, которые выдавали обманутым людям. Символичны портрет Сталина на стене и икона — символы исчезнувших идеалов. 

image 98
Обманутая Россия, 1992

Под некоторыми работами художник на выставках прикреплял собственные комментарии, чтобы зритель, особенно люди молодого поколения, не заставшие перестройку, смогли понять смысл сюжета. 

image 106
Натюрморт с яйцом, 1995

Появление Бориса Ельцина и бо́льшие надежды на светлое будущее демонстрирует произведение «Натюрморт с яйцом». В 1995 году, когда эпоха Горбачёва подошла к концу и на политическую арену взошёл Ельцин, люди верили, что всё к лучшему. Народ всё ещё доедал «Ножки Буша», но положение в России уже начинает налаживаться. 

image 103
Реставратор, 1990

А вот как прокомментировал работу «Реставратор» сам художник Андрей Пашкевич: 

«…я хотел изобразить Горбачева как реставратора, в его кремлевском кабинете: он открывает холст, снимает краску с портрета Ленина, а под ним находит изображение Николая II, его парадный портрет – так мне хотелось показать переосмысление времени через фигуру Михаила Сергеевича».

image 104
Россия, 2003

Андрей Пашкевич входил в состав Международной федерации художников (IFA). Скончался мастер в 2011 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − 1 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.