Толчком к началу первой в истории России революции в 1905 году послужила деятельность священника Георгия Гапона. Однако его общественная деятельность началась раньше известных событий.
Это был человек, который в своей деятельности совмещал и церковного проповедника, и политического демагога. Именно это делало его популярным среди рабочих Петербурга, а его деятельность вошла в историю как «гаповщина».
В Москве в это период была популярна «зубатовщина» — идеи государственного контроля за рабочим движением, которые высказал начальник охранки Москвы С.Зубатов. В статье описаны основные характеристики «гаповщины» как общественно-политического явления начала ХХ столетия, а также проведено сравнение с «зубатовщиной».
Взгляды и деятельность Г. Гапона
В начале ХХ века в Российской империи росло недовольство рабочего класса своим социально-экономическим положением. Была масса проектов решения их проблем: от революционного, который предлагали некоторые политические партии, до попытки создать государственные комитеты, способные взять рабочее движение под свой контроль.
В 1904 году в Петербурге местный священник Гапон организовал «Собрание русских фабрично-заводских работников». Устав этой организации утвердило правительство, что свидетельствовало о попытках сотрудничества с рабочим движением. Георгий Гапон в своих выступлениях совмещал церковные проповеди и пропаганду некоторых идей социализма. По мнению государственных деятелей, совмещение религиозности и социализма должно было способствовать мирным формам протеста, а также укрепить веру населения в «доброго царя».
В 1905 году в Петербурге было уже 11 отделений общества Гапона, что насчитывало более 10 тысяч участников. Однако изначальное сотрудничество с государственными структурами подразумевало помощь государства в решении проблем рабочих, а не только в создании организации. В результате священник-политик Гапон оказался в сложной ситуации.
Ему нужно было либо отказываться от рабочего движения, и не терять доверие государства, либо бороться за интересы рабочих, но вступать в конфликт с режимом. 9 января 1905 года он повел демонстрацию на Зимний Дворец, что стало началом первой в истории России революции.
Дальнейшая судьба священника и социалиста Гапона довольно неоднозначна. Во время революции он выехал в Европу, где его спонсировали различные социалисты. Он рассказывал о России, даже печатался, а также часть денег тратил на различные гуляния.
Позже вернулся в России и окончательно стал двойным агентом: в среде эсеров он славился как активный социалист, а охранке он докладывал о происходящем в партии. Но однажды он заявил об этом своему товарищу, предложив узнать больше информации в обмен на деньги. Товарищ выдал двойную игру Гапон однопартийцам, те схватили Гапона и устроили ему самосуд.
Сравнение «зубатовщины» и «гаповщины»
Поскольку в начале ХХ века в двух крупных городах России, Петербурге и Москве, одновременно существовало два течения, которые были связаны с рабочим движение, логичным является сравнение «зубатовщины» и «гаповщины»:
1. Общим является сам характер деятельности: лекции и общение с рабочими, создание организаций под опекой государства. Это объясняется общей целью «зубатовщины» и «гаповщины»: контроль над рабочим движением в стране.
2. Личные цели лидеров отличаются между собой. Так, начальник охранки Москвы Зубатов действовал в целях государственной безопасности. Георгий Гапон хоть и был священником, но имел большие политические амбиции, желание получить власть.
Об этом свидетельствуют его лекции-проповеди, в которых он, кстати, показывал себя как лицо, не особо разбирающееся в политической ситуации, например, часто путал партии и их взгляды.
3. Также различными является взгляды на существующий в России режим. С.Зубатов был сторонник императора, человек, для которого сохранение самодержавия было приоритетом деятельности. Об этом свидетельствует отказ от его идеи после запрета государства.
Гапон же наоборот, как показали дальнейшие события, стремился поучаствовать в выступлении против императора. Особенно это различие проявилось во время начала первой российской революции.