metrika
Последние дни жизни Амедео Модильяни
Живопись

Последние дни жизни Амедео Модильяни

Амедео Модильяни родился в Италии, жил и работал во Франции. Рука об руку с невероятным талантом шли заболеваемость и алкоголизм. Ни муза Жанна Эбютерн, ни рождение дочери не смогли отвлечь его от пагубной привычки. Сегодня за его картины нужно заплатить почти 200 миллионов долларов. Художник, однако, умер в крайней нищете и неслыханной грязи.

image 124
Амедео Модильяни

Родившись 29 ноября 1918г. Джованна не изменила пристрастие Моди к алкоголю, а Жанна предпочитала сопровождать возлюбленного, чем присматривать за младенцем.

«Недавно я видела Жанну на Рождество, после рождения девочки», — писала Фелиси Сандрар, жена поэта Блеза Сандрара. — Мы с мамой пошли искать няню, потому что ни одна из них понятия не имела, как обращаться с новорождённым ребёнком».

image 125
Амедео Модильяни

В Париже девочку отдавали бабушке с дедушкой или Луне Чеховской. Пьяный отец часто безуспешно стучал в дверь. Он часами торчал перед домом, и моё сердце переполняла грусть, когда я видела его таким несчастным, — сказала Луня годы спустя. — Мы не включали свет, чтобы он думал, что мы все легли спать, пока он, наконец, не уходил, опечаленный.

Депрессивный спутник жизни

Тем временем Жанна ходила по барам в поисках Моди. Иногда она находила его, когда его не было с дочерью. В то время их можно было найти собравшимися на скамейке. Но Андре Сальмон видел пьяного Модильяни ночью, «кричащего на Жанну и плохо с ней обращающегося, яростно толкающего её к ограде Люксембургского сада». Тогда она уже была снова беременна, и Модильяни дал письменное обязательство жениться на ней.

image 126
Амедео Модильяни

Депрессивные состояния и периоды апатии преследовали Жанну. Станислас Фюме, близкий друг братьев и сестёр Эбютерн, вспоминал, что даже в 17 лет она много говорила о смерти и способах самоубийства.

Сохранилось несколько её рисунков и картин на эту тему, в том числе самая шокирующая: «Самоубийство 1920 года», которую она написала незадолго до смерти Модильяни.

Последние дни в норе, полной сардин

Они неделю не покидали свою квартиру-студию на Рю де ла Гранд Шомьер. Этой зимой его здоровье резко ухудшилось. Журналист Луи Латурет пишет, что Модильяни «походил на труп», художница Мария Васильева вспоминает, что «он потерял зубы и всё своё обаяние, он был собственной тенью».

image 127
Амедео Модильяни

В маленькой квартирке с большими дырявыми окнами был лютый мороз, но отчаявшаяся Жанна не отходила от Амедеи, держа его на руках. Она заказывала у лавочника только банки с сардинами и вино, которых Модильяни всё ещё жаждал.

«Конечно, я мало что могла сделать, когда у него была жена», — сказала Луния Чеховская много лет спустя Амброджо Черони, биографу Модильяни, объясняя, почему тогда она не заботилась о нём лучше. «Мои принципы, не буржуазные, а основанные на обычной нравственной честности по отношению к другой женщине, не позволяли мне вмешиваться».

image 128
Амедео Модильяни

Две трагические смерти

По словам, де Сарати, они выглядели «как два существа, ожидающие вместе смерти». Спешно привезённый врач приказал доставить больного в госпиталь Шари на улице Жакоб. Амедео Модильяни умер 24 января 1920 года от туберкулёзного менингита. Зборовский пишет брату: «В субботу в 20.50 твой брат скончался, не страдая и не приходя в сознание».

image 129
image 129

Не было никаких признаков отчаяния Жанны. Она отрезала локон своих великолепных волос и положила его на грудь Моди. Она ночевала в небольшом отеле на улице Сены. На следующий день Жанна уступила мольбам отца и возвратилась в свой семейный дом на улице Амио. Брат Андре долго не выходил из её комнаты. Только когда он задремал, она открыла окно и спрыгнула с пятого этажа.

image 130
image 130

Утром тело Жанны обнаружил случайный прохожий. Потрясённый, Андре, желая избавить свою мать от боли, солгал, что Жанна была ранена и доставлена в больницу. Он даже договорился с мужчиной, чтобы отвезти тело в инвалидной коляске в её студию на улице де ла Гран Шомьер. «Она лежала на ветхом диване и как будто спала, — вспоминала Ганка Зборовская, — весёлая и красивее, чем когда-либо в жизни».

image 131
image 131

На картинах Модильяни она воплощение вечной гармонии и красоты. Модильяни однажды сказал Сутину: «Фигуры Сезанна, как и многие из прекраснейших античных статуй, не могут видеть. Мои, наоборот — видят. Они видят, даже если я не нарисовал их зрачки. Но подобно персонажам Сезанна, они лишь хотят выразить молчаливое утверждение жизни».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля