Всем известен приём, который часто используется в фотографии и реже в живописи. Это так называемый контровой свет, позволяющий создать силуэт модели или здания. Этот эффект связан с важнейшей составляющей человеческого восприятия – восприятием линий, и фигур. Особенно важную роль силуэт и линии играют в модельной съёмке, где фактура лица сильно заретуширована и обладает неестественной гладкостью.
Правила восприятия линий
Человеку свойственно воспринимать контраст светотени на границах предметов. Линии, основанные на границах неконтрастных цветовых пятен, не воспринимаются человеком как контуры, и не создают интересного эффекта. И чем сложнее линии объекта, тем привлекательнее смотрится фотография. Человек хорошо воспринимает прямые, вертикали и горизонтали, ещё интереснее диагональные линии, но особенно привлекательны сложные изгибы.
Есть смысл в том, чтобы фотографировать завитые лестницы, или, при съёмке портрета, поставить модель в выразительную позу с изгибом. Хорошо, когда на снимке есть выразительная диагональ. В этом случае следует провести её ровно в угол кадра, иначе она будет смотреться намного хуже. Если же диагонали нет, можно создать её с помощью наклона камеры, как это делал, например, гений отечественной фотографии Родченко. С древних времён в разных стилях применялся приём S – образной линии в композиции. Такую выразительную кривую ещё называют «линией Хогарта», в честь часто использовавшего её художника. S — образные линии в кадре отличаются особой гармонией.
Интересен также эффект, при котором на конце несложной линии находится сложная кривая или зигзаг. Такой участок сразу же приковывает внимание, и зритель начинает или заканчивает осмотр фотографии именно на этом месте композиции. Также очень выразительно смотрится модель, в позе которой есть резкие углы.
Размытие и резкость
Люди несведущие часто думают, что во всех кадрах модель должна быть абсолютно чёткой, и таким же чётким должен быть и фон. Однако существует распространённый приём, при котором фон или объект размываются. Размытие самой модели применяется для создания интересного художественного эффекта, например, один известный дизайнер, демонстрируя созданный им комплект табуретов, создал фото, на котором по этим предметам мебели ходит невесомый динамичный размытый силуэт девушки.
Но чаще всего наоборот, размывается фон. И делается это не только для того, чтобы показать движение (кстати, при съёмке движения лучше не размывать сразу и фон и объект, а выбрать что – то одно). Часто размытость фона в статичной позе модели также позволяет сосредоточить внимание на главном объекте, а на снимках при ночном освещении – ещё и создать эффект боке (выразительных круглых или многоугольных «искорок» придающих особое очарование ночным кадрам).
Уместна ли на снимке максимальная резкость?
Часто это зависит от условий снимка. Конечно же, при резком свете прожектора на фото для гламурного журнала, кожа модели должна быть абсолютно резкой и в то же время гладкой, должна быть видна каждая пора (и чем больше «замылена» кожа, тем хуже поработал ретушёр). Но порой при других условиях съёмки фигуру на снимке можно размыть с помощью тканей, огня или света.
Существуют определённые правила для съёмки разных жанров. Так в режиме макросъёмки и при съёмке лица имеет смысл размыть фон. Фон также можно размыть при съёмке такого сюжета, как например, строчки текста крупным планом. При этом важно следить за цветом фона. Красиво выглядят при размытии пятна двух оттенков или вовсе однотонный фон, но включения в фон трёх и более оттенков следует избегать. А при съёмке панорамных пейзажей фон размывать и вовсе не следует.
Знания о построении линий в кадре и о том, как найти нужный ракурс и убрать всё лишнее, входят в ту копилку бесценных знаний опытного фотографа, благодаря которым он может добиться результатов, недоступных дилетанту. Благодаря этим знаниям, созданные профессионалом фотографии будут выделяться на фоне тысяч работ любителей в социальных сетях, даже в ту эпоху, когда у каждого есть устройство, которым можно делать качественные снимки.