По использованию профессиональных приёмов часто можно отличить опытного фотографа от простого обывателя, снимающего любительские снимки. Вот несколько таких приёмов, которые используют профессионалы.
1.Вместо того, чтобы снимать целый пейзаж, выберите один характерный фрагмент.
Например, на лугу на рассвете можно снять не просто пейзаж, как факт, а поместить на фоне неба пучок травы, сфотографировать одиночный цветок. Можно даже создать макрофотографию какого – то участка луга, а не снимать целый пейзажный кадр. Ещё лучше – снять крупно один цветок или травинку на переднем плане и за ней – пейзаж на заднем плане. Использование такого приёма позволяет создать более интересную композицию.
2. «Золотые часы» и «синий час»
Интереснее всего выглядят снимки, сделанные во время «золотого часа» (на рассвете и закате). А при макросъёмке, «золотой час» утром – это практически единственное время, когда можно сфотографировать насекомое спокойно, не боясь его спугнуть. Насекомые холоднокровные, и утром они ещё не согрелись. Поэтому на рассвете они неподвижны и совершенно беззащитны. Вот почему фотографы, творящие в жанре макро, отправляются на «фотоохоту» с утра.
Чего не следует делать при съёмке в «золотой час», так это устанавливать режим «авто» на своём фотоаппарате. Он уравнивает тон фотографии, и закат лишается яркости, становится скучным и бледным. Правильный баланс белого в данном случае – это «неправильный» баланс белого, с уклоном в тёплые тона. «Синий час» – час перед самым заходом солнца, когда улицы заполняются ровным синим светом, и включаются фонари – самое лучшее время для съёмок городских пейзажей и снимки в это время могут быть даже более привлекательны, чем обычные ночные.
3.Уместное использование чёрно – белого
После изобретения цветной фотографии, чёрно – белые фото, казалось бы, остались в прошлом, но это не совсем так. Иногда на фотографии цвет просто мешает, отвлекает внимание от главного – формы. В таких случаях чёрно белый формат может быть оправдан. К примеру, при съёмке эффектной коры и кроны старого дерева с богатой фактурой. В некоторых случаях в фотографиях горных пейзажей, каменных статуй, людей, архитектурных сооружений можно применить монохромное коричневое сплит – тонирование и увеличение контраста. Это придаст им дополнительной монументальности и рельефности. Для лиц стариков популярно тёплое жёлтое тонирование с увеличением контраста, но уже без превращения в полный монохром. Такой приём подчёркивает фактуру кожи.
4.Дорога, уходящая вдаль
Все видели фотографии с дорогой, уходящей в перспективу. Это очень выгодный приём в пейзажной съёмке. Часто можно найти главную ось в композиции – реку или дорогу, линии которой эффектно сходятся на горизонте, увлекая взгляд зрителя за собой. И этим приёмом нужно пользоваться. Совсем необязательно, чтобы ось была прямой. Очень эффектны также ломанные линии и изгибы.
5.Правило третей
Всем фотографам известно правило третей, которое часто позволяет гармонично выстроить композицию. Разделите экран фотоаппарата на 9 частей (3 по горизонтали и три по вертикали). Совершенно необязательно делать это «на глазок», ведь в большинстве фотоаппаратов есть функция сетки, которая накладывается на экран по этому принципу. Самые главные элементы должны находиться в углах центрального прямоугольника, где сходятся линии третей. Горизонт также желательно поместить либо на верхнюю, либо на нижнюю горизонтальную линию по третям. Это определяется тем, что на фотографии интересней – земля или небо. Если небо, то горизонт должен быть ниже, если земля – его следует поднять.
Знание подобных приёмов фотографии человек получает при усердном изучении учебников, курсов, и даже при простом просмотре фотографий профессионалов. Фотография – это такое же искусство, как и живопись, и в ней многое решают опыт и вкус фотографа, которые можно приобрести после многих лет тренировки.