Раннехристианские ереси Римской империи
I век стал для Римской империи тяжёлым историческим периодом, который был напрямую связан с кризисом рабовладельческой системы. Это привело к тому, что непростая жизнь обездоленных слоёв населения стала ещё более тяжёлой. В это же время на территории империи начинает зарождаться новая религия — христианство.
За короткий промежуток времени (по историческим меркам) христианству удалось стать самой популярной религией. Однако, после её появления стали возникать многочисленные ереси. Бороться с еретиками приходилось не только римской власти, но и самим христианам. Какие же ереси, связанные с христианством, существовали в Римской империи?
В середине I столетия на территории Палестины появились общины евионитов и назареев. К назареям относили себя люди, которые крестились в реке Иордан. Они считали, что Иисус является истинным Богом и верили в то, что он и ранее воплощал себя во плоти таких праведников, как Ной и Авель. Примечательно, что апостола Павла назареи не воспринимали, как учителя. Плюсом было, что и Церковь снисходительно относилась к назареям. Что касается евионитов, то они верили в существование Бога и Дьявола.
Они не считали Иисуса богочеловеком, но утверждали, что во время распятия на него снизошёл Святой Дух. В учении евионитов Иисус считался пророком добра, а Павел — пророком зла. Евиониты пытались уничтожать в себе чувственность, полагая, что она является частью материального мира.
Полноценная борьба с еретиками развернулась только на рубеже II-III вв., когда начала формироваться католическая церковь. В 130 году появилось такое учение, как гностицизм. Его проповедовал некий Валентин из Александрии. Согласно его учению, каждый человек обладает душой, которая находится в заключении. Для того, чтобы душа вернулась в мир Света, человек должен стать духовным. Однако, Валентин верил в то, что все люди делятся на плотских, душевных и духовных, а спастись могут только духовные. Стать духовным человек мог, лишь подавляя свои ложные желания и стремления.
Тем не менее, о гностицизме сохранилось не так много сведений в исторических источниках. К тому же, исследователи до сих пор не могут дать ответ на вопрос об их объективности. Гностицизм подвергался сильным гонениям. Гностики стали злейшими врагами церкви.
Помимо гностицизма, в Римской империи появился и монтаизм. Огромную роль в этом учении играли пророки. Самыми известными из них являлись Монтан (основатель монтаизма) и его сподвижницы – Максимилла и Присцилла. Монтан считал себя пророком, которого послал сам Христос. Монтаисты были уверены в том, что пророком может стать абсолютно любой человек. Вера монтаистов была основана на том, что в Рай смогут попасть души тех людей, которые неустанно борются с мирскими похотями.
Примечательно, что именно монтаисты смогли возродить первые обычаи христианских общин. Также они не ущемляли людей по половому признаку, как это делала церковь. Несмотря на то, что некоторые отцы относились к монтаизму благосклонно, это вероучение всё равно подвергалось гонениям. В 170 году духовенство окончательно отвергло монтаизм.
В первой половине III века на Ближнем Востоке появилось манихейство. Основателем этого учения являлся проповедник Мани. Манихейство очень быстро распространилось в Римской империи. Мани считал, что окружающий мир состоит из духовной и материальной субстанций. Всё материальное является порождением тьмы, которая заключает души в оковы человеческих тел. Согласно учению Мани, Господь послал Иисуса для того, чтобы люди освободили свои души от тел. Для того, чтобы это стало возможным, людям следует отказаться от всего мирского. Стоит отметить, что манихейство было объявлено одной из злейших ересей в Римской империи.
Церковь относилась к ней негативно, так как манихеи считали Иисуса лже-Христом, мешающим истинному Христу, который был простым человеком, а не воплощением божественного естества.
Таким образом, на раннем этапе существования христианства появилось множество еретических учений. Несмотря на то, что не все священнослужители относились к ересям негативно, наибольшим гонениям подвергались гностицизм и манихейство. Далеко не все ереси несли истинной Церкви вред, но её борьба с ними была обусловлена тем, что многие положения еретических учений противоречили Священному Писанию.