Развитие русской культуры в XVII веке
В XVII веке расширяются связи России с зарубежными странами, прежде всего западноевропейскими. На развитие русской культуры все активнее начинает влиять европейская. Власти, в особенности церковь, всячески противятся проникновению в русский уклад всего западного, «латинского». Однако рост потребностей страны в образованных людях, грамотных инженерах, торговцах, дипломатах и военных специалистах делает неизбежным отказ от прежних традиций и обычаев.
Грамотность и просвещение
Российское правительство начинает проявлять заботу о просвещении подданных. Создаются частные и государственные школы. При государственных учреждениях (приказах) организуются училища по профессиональной подготовке служащих.
В 1681 году открывается первая регулярная школа. На основе этой школы в 1687 году создается первое высшее учебное заведение (академия), уровень образования в которой был достаточно высоким для того времени.
Развивается типографское производство, массово печатаются книги и учебники. Тираж в 2400 экземпляров «букваря» Бурцева был распродан за один день, несмотря на высокую для того времени стоимость (1 копейка). Открываются первые книжные лавки.
Вклад в развитие географических знаний внесли русские путешественники и землепроходцы Дежнев, Хабаров, Атласов и другие. Было создано и опубликовано большое количество карт и путевых заметок.
Накопленные знания по математике, биологии, географии и медицине обобщались в издававшихся учебниках, руководствах и пособиях.
Первым учебником истории стал «Синопсис» Иннокентия Гизеля, повествующий о развитии отношений России с Украиной.
Литература
Существенные изменения наблюдаются в литературе. На смену традиционной летописи приходят новые жанры: историческая, биографическая, бытовая и сатирическая повесть. Некоторые жанры (поучение, моление) вовсе исчезают. Рост внимания к человеческой личности проявляется в появлении в литературных произведениях вымышленных персонажей. Стиль и слог повестей становится ярким, наглядным, доступным к пониманию.
Укрепление контактов с другими странами способствует появлению переводной литературы.
Совершенствуются и усложняются стихотворные стили. В XVII веке появляется силлабическое стихосложение (Симеон Полоцкий).
Живопись
Стремление к реализму в живописи дает толчок развитию бытовых жанров – портрета и пейзажа. Художники переходят от изображений святых к изображению конкретных людей.
Реалистичность проникает и в роспись церквей, которая становится более красочной, оптимистичной, наполненной обилием бытовых деталей.
Архитектура и зодчество
Как и в живописи, в архитектуре намечается отход от простоты и строгости средневековых сооружений. Появляется асимметричность, нарядность, многоцветность. Здания украшаются изразцами, резьбой.
В Москве строится первый каменный мост через Москва-реку. Новые церкви выделяются более причудливыми формами, затейливыми шатрами украшаются башни московского Кремля.
Устное народное творчество и театр
Просветительским целям должен был служить и театр. Открывается первый придворный театр в Москве, в котором ставятся спектакли на библейские и исторические темы.
Популярностью среди простого населения пользуются бродячие артисты – скоморохи.
Расцветают жанры устного народного творчества: пословицы, поговорки, сказки и былины, песни.
Итогом развития культуры в России XVII века явилось освобождение людей от иллюзий и устаревших традиций, переход к развитию собственного миропонимания и мышления, что открывало путь к истинно духовной свободе.