Реализм как новое направление в искусстве пришёл на смену романтизму примерно к середине XIX века. Его основной целью стало достоверное изображение действительности. В отличие от романтизма, отображающего индивидуальные, исключительные черты своего героя, реализм стремился к типизации качеств, процессов и явлений.
Для отечественного реализма характерно стремление к правдивому воплощению социальных явлений и людских характеров, обличению пороков российской действительности. Русские реалисты в своих произведениях обращаются к образам «маленького человека», «униженных и оскорблённых».
Как это часто бывает, новое направление зародилось в литературе, а затем распространилось и на другие виды искусства, в том числе и на живопись.
Предшественником реализма в отечественной живописи принято считать А. Г. Венецианова. Он одним из первых обратился к изображению крестьянской жизни. Однако Венецианов создаёт идеализированный образ крестьянина, в то время как творчество реалистов остросоциально. Реалисты стремятся показать нищету и безысходность крестьянской жизни, пытаются обратить внимание на угнетённое, бедственное положение простого человека.
С приходом реализма меняется функция живописи. Если раньше изобразительное искусство использовали для украшения жизни, то к середине XIX века эстетический момент отходит на второй план.
Художники всё больше стремятся критически взглянуть на народную жизнь и правдиво запечатлеть на холсте всю бедность, бесправие и нищету людей. Живопись начинает нести социально-воспитательное значение. Изобразительное искусство обращается к повседневности, к типичным героям и типичным обстоятельствам.
Родоначальником критического реализма в отечественной живописи становится П. А. Федотов (1815—1852). Он с равным успехом изображает на картинах как смешные, так и драматичные моменты обычной жизни. В его работах обличительный пафос сочетается с представлениями о повседневных, порой забавных сторонах действительности («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора»).
У истоков отечественной реалистической школы также стоял В. Г. Перов (1834—1882). Успех пришёл к нему после создания картины «Сельский крестный ход на Пасху», на которой изображена полупьяная процессия с иконами во главе с охмелевшим священником. Она вошла в серию антиклерикальных работ о священниках, отрёкшихся от своего божественного служения. Картины Перова наполнены состраданием к бедным, обездоленным и угнетённым соотечественникам («Проводы покойника», «Тройка», «Последний кабак», «Утопленница»). Однако в более позднем творчестве художника остросоциальные образы сменяются простым бытописанием.
Особую роль в развитии реалистического жанра в отечественном изобразительном искусстве сыграла деятельность художественного объединения «Товарищество передвижных выставок».
История «передвижников» начинается в 1857 году, когда 14 выпускников Императорской академии художеств не захотели выполнять итоговую работу на традиционную мифологическую тему, далёкую от российской действительности. Они решили организовать независимую «Артель художников», из которой потом и сформировалось «Товарищество передвижников».
В разные годы к «передвижникам» принадлежали Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и другие.
Основателем сообщества художников-передвижников по праву является И. Н. Крамской (1837—1887), который и возглавил бунт выпускников. Наиболее ярко он проявил себя в жанре портрета. На портретах художник изображает людей разных сословий: крестьяне, городские жители, деятели культуры. («Неизвестная», «Портрет Л. Н. Толстого»).
В творчестве ещё одного «передвижника» Н. Н. Ге (1831—1894) прослеживается стремление придать современное значение «вечным» темам и образам. На картине «Тайная вечеря» известная сакральная сцена предстаёт как жанрово-бытовая. В работе «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» художник показывает психологически напряжённое столкновение двух личностей.
Появление реализма, стремление изобразительного искусства к воплощению жизненной правды способствовало развитию жанровой живописи. Художники изображают многообразие житейских ситуаций и народных типов: крестьян, мещан, купцов, городских модниц, чиновников и т. д. Жанровая живопись стремится к разоблачению мрачных сторон жизни, как, например, в картинах В. Е. Маковского.
В конце XIX века на передний план выходит творчество И. Е. Репина (1844—1930). Первую известность Репину принесла картина «Бурлаки на Волге», в которой художник воплотил обобщённый образ русского народа, согнутого тяжёлым трудом, но при этом наполненного силой. В портретах художник убедительно раскрывает образ революционеров-шестидесятников («Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали»). Иногда Репин обращается и к историческим сюжетам, в которых также достигает большого реализма в изображении народных типов.
Больших высот в жанре исторической живописи достиг В. И. Суриков (1848—1916). На его самых известных полотнах изображены переломные моменты русской истории допетровского, петровского и послепетровского периода. («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова»). Несмотря на выбор исторических сюжетов, картины Сурикова пронизаны реализмом, они отражают трагическое восприятие этих событий из настоящего. Суриков не романтизирует своих героев, а напротив, пытается изобразить их с реалистической точностью, вкладывает в их изображение социальный смысл.
Изменения XIX века способствуют развитию в русской живописи реалистического пейзажа. Романтический пейзаж, изображающий солнечную Италию или бескрайние морские просторы, сменяется изображением среднерусской и северной природы в картинах А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, В. Д. Полёнова.