Home Живопись Реализм в отечественной живописи
Живопись

Реализм в отечественной живописи

Реализм как новое направление в искусстве пришёл на смену романтизму примерно к середине XIX века. Его основной целью стало достоверное изображение действительности. В отличие от романтизма, отображающего индивидуальные, исключительные черты своего героя, реализм стремился к типизации качеств, процессов и явлений.

Для отечественного реализма характерно стремление к правдивому воплощению социальных явлений и людских характеров, обличению пороков российской действительности. Русские реалисты в своих произведениях обращаются к образам «маленького человека», «униженных и оскорблённых».

Как это часто бывает, новое направление зародилось в литературе, а затем распространилось и на другие виды искусства, в том числе и на живопись.

Предшественником реализма в отечественной живописи принято считать А. Г. Венецианова. Он одним из первых обратился к изображению крестьянской жизни. Однако Венецианов создаёт идеализированный образ крестьянина, в то время как творчество реалистов остросоциально. Реалисты стремятся показать нищету и безысходность крестьянской жизни, пытаются обратить внимание на угнетённое, бедственное положение простого человека.

1911113347
Венецианов. Кормилица с ребёнком

С приходом реализма меняется функция живописи. Если раньше изобразительное искусство использовали для украшения жизни, то к середине XIX века эстетический момент отходит на второй план. 

Художники всё больше стремятся критически взглянуть на народную жизнь и правдиво запечатлеть на холсте всю бедность, бесправие и нищету людей. Живопись начинает нести социально-воспитательное значение. Изобразительное искусство обращается к повседневности, к типичным героям и типичным обстоятельствам.

Родоначальником критического реализма в отечественной живописи становится П. А. Федотов (1815—1852). Он с равным успехом изображает на картинах как смешные, так и драматичные моменты обычной жизни. В его работах обличительный пафос сочетается с представлениями о повседневных, порой забавных сторонах действительности («Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора»).

regnum picture 14545999692469549 normal
Федотов. Сватовство майора

У истоков отечественной реалистической школы также стоял В. Г. Перов (1834—1882). Успех пришёл к нему после создания картины «Сельский крестный ход на Пасху», на которой изображена полупьяная процессия с иконами во главе с охмелевшим священником. Она вошла в серию антиклерикальных работ о священниках, отрёкшихся от своего божественного служения. Картины Перова наполнены состраданием к бедным, обездоленным и угнетённым соотечественникам («Проводы покойника», «Тройка», «Последний кабак», «Утопленница»). Однако в более позднем творчестве художника остросоциальные образы сменяются простым бытописанием. 

Особую роль в развитии реалистического жанра в отечественном изобразительном искусстве сыграла деятельность художественного объединения «Товарищество передвижных выставок». 

История «передвижников» начинается в 1857 году, когда 14 выпускников Императорской академии художеств не захотели выполнять итоговую работу на традиционную мифологическую тему, далёкую от российской действительности. Они решили организовать независимую «Артель художников», из которой потом и сформировалось «Товарищество передвижников».

В разные годы к «передвижникам» принадлежали Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и другие.

Основателем сообщества художников-передвижников по праву является И. Н. Крамской (1837—1887), который и возглавил бунт выпускников. Наиболее ярко он проявил себя в жанре портрета. На портретах художник изображает людей разных сословий: крестьяне, городские жители, деятели культуры. («Неизвестная», «Портрет Л. Н. Толстого»).

1 58
Крамской. Неизвестная

В творчестве ещё одного «передвижника» Н. Н. Ге (1831—1894) прослеживается стремление придать современное значение «вечным» темам и образам. На картине «Тайная вечеря» известная сакральная сцена предстаёт как жанрово-бытовая. В работе «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» художник показывает психологически напряжённое столкновение двух личностей.

Появление реализма, стремление изобразительного искусства к воплощению жизненной правды способствовало развитию жанровой живописи. Художники изображают многообразие житейских ситуаций и народных типов: крестьян, мещан, купцов, городских модниц, чиновников и т. д. Жанровая живопись стремится к разоблачению мрачных сторон жизни, как, например, в картинах В. Е. Маковского.

В конце XIX века на передний план выходит творчество И. Е. Репина (1844—1930). Первую известность Репину принесла картина «Бурлаки на Волге», в которой художник воплотил обобщённый образ русского народа, согнутого тяжёлым трудом, но при этом наполненного силой. В портретах художник убедительно раскрывает образ революционеров-шестидесятников («Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали»). Иногда Репин обращается и к историческим сюжетам, в которых также достигает большого реализма в изображении народных типов.

47c91005ce7c
Репин. Арест пропагандиста

Больших высот в жанре исторической живописи достиг В. И. Суриков (1848—1916). На его самых известных полотнах изображены переломные моменты русской истории допетровского, петровского и послепетровского периода. («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова»). Несмотря на выбор исторических сюжетов, картины Сурикова пронизаны реализмом, они отражают трагическое восприятие этих событий из настоящего. Суриков не романтизирует своих героев, а напротив, пытается изобразить их с реалистической точностью, вкладывает в их изображение социальный смысл.

Изменения XIX века способствуют развитию в русской живописи реалистического пейзажа. Романтический пейзаж, изображающий солнечную Италию или бескрайние морские просторы, сменяется изображением среднерусской и северной природы в картинах А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, В. Д. Полёнова.

Leave a comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Категории

87ac5176ed79a58b37166f760b20c4d2
Биографии78
HE6W7P
Живопись419
53d6a23a91e63bff17a1f3395ecc69e1
Интересное204
book light wood old reading collection furniture old book education art study library books university culture school pact back to school i am a student 481591
История164
2cee3881de1d7b6c293269764416bb90
Приметы и поверья25
idolopoklonstvo
Разное135

Похожие посты

Обнажённая натура в искусстве

Эволюция истории художественной наготы параллельна истории искусства в целом, за должным исключением...

Мода на групповые портреты в XVII веке

Фламандские художники XVII века распространили моду на групповые портреты: представители новой купеческой...

Русская живопись в 19 веке

Искусство живописи в 19 веке отличалось от предшествующих стилей своей демократизацией и...

Художник Густав Климт

Существует своеобразное искусство поцелуя мужчины и женщины. Художники изображают его, чаще всего,...

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля