Так иногда случается, что один человек придумал, а другой – усовершенствовал. И какая-то закономерность происходит, что чаще именно второй становиться именитым инноватором, а вот имя первого и вовсе может быть стерто в памяти потомков. В этой статье речь пойдет о двух жанрах музыки. Имена их реформаторов, к сожалению, известны не совсем достоверно.
Прелюдия
Жанр прелюдии хорошо известен музыкантам. Первым, конечно же, все вспоминают «Хорошо темперированный клавир» Баха. Но стоит ли говорить, что первопроходцем был Пахельбель. Именно он одним из первых начал работу с привязыванием прелюдий к фугам по средствам тональностей. Конечно, факт того, что Бах не был первым, никак не делает его музыку хуже.
Но стоит ли тогда называть его реформатором прелюдии? Но не стоит отрицать того, что именно «Хорошо темперированный клавир» повлиял на других композиторов. Одним из них оказался и другой «реформатор» — Шопен. Музыкантам и не только он известен как композитор, который вывел жанр прелюдии из зависимого положения. Она стала целостной и самостоятельной, могла исполняться без последующей фуги. Хотя практически 20 годами ранее русский композитор Гурилев сочинил «24 прелюдии и фуга».
Фактически, он уже тогда вывел прелюдию в самостоятельное произведение. Но об этом мало кто говорит. Так же случилось с еще одним русским композитором – Рахманиновым. Цикл прелюдий Рахманинов закончил раньше, чем Дебюсси принялся писать свои. Стоит так же упомянуть, что сам Дебюсси ходил на концерты Рахманинова и восхищался его трактовкой прелюдии.
Рахманинов не просто вывел прелюдию за рамки самостоятельности и технической сложности, он наделил ее глубоким смыслом, изобразительностью, развитой формой. Все тем же наделил ее и Дебюсси, правда чуть позже, и оформил авторство такого вот прочтения прелюдии на себя. Это редкий случай, когда сам музыкант говорил о том, что реформатор не он, и сожалел, что люди редко вспоминают истинного реформатора.
Дебюсси просил прощения, хотел говорить с Рахманиновым, но не мог этого сделать. Слезы просто лились из его глаз. Ситуация Рахманинова в корне отличается от ситуации Гурилева или Баха. Потому, что сейчас принято считать, что реформатор и Рахманинов, и Дебюсси, и Скрябин. Прелюдии последнего не отличались размером, но обладали особо глубокой образной нагрузкой.
Ноктюрны
История развития жанра ноктюрн сейчас уже стала всем доступной. Но если спросить о ноктюрнах, кого вспоминают музыканты? Шопен да Дебюсси. Никто не смеет перечить с тем, что эти композиторы действительно превознесли жанр ноктюрна на новый уровень. Но кто же изначально сделал ноктюрн глубоким и содержательным? Кто сделал его не просто музыкой или песней, которая исполнялась на открытом воздухе?
Имя этого человека – Джон Фильд. Когда Фильд уже писал ноктюрны, Шопен только родился. Первые ноктюрны Шопена были написаны именно под влиянием Фильда. Но в дальнейшем, Шопен усложнил техническую и образную сторону, вывив жанр ноктюрна на совершенно новый уровень. Так же нужно вспомнить выдающегося Шумана, о трудах которого так же часто забывают. Ведь это он первым изменил содержание ноктюрна. Лирические ночные мечтания стали призрачными видениями. Позже такое содержательное направления ноктюрна развивали Барток и Хиндемит.
Вот так складывалась история ноктюрна и прелюдии. Казалось бы, жанры не большие, не сложные. Но к сожалению, именно в этих жанрах зачастую оказываются забыты имена настоящих реформаторов, которые опережали свое время.
Тот же Шуман – композитор первой половины 19 века, а к его идеям Хиндемит и Барток обратились уже в 20 веке. Хочется сказать, что сами композиторы, зачастую открыто говорили о том, что они вдохновлялись музыкой или развивали идеи другого композитора. Сам Шопен говорил о том, что именно музыка Фильда вдохновила его на сочинение собственных ноктюрнов.
Дебюсси открыто признал, что его прелюдии написаны под влияние Рахманинова. Но в тоже время, каждый из композиторов привнес свои изменения, которые и определили длительное существование жанров прелюдии и ноктюрна.