Понятие аллегория (греч. allegoreza) было придумано греческими литераторами для определения скрытых смыслов поэтических мифов. В живописи аллегория, да и в других видах искусства, является определением сложного творческого мышления, которое способно влиять на развитие личности и раскрывать тайны мира. В эпоху Ренессанса аллегорический жанр в живописи начал активно набирать популярность, но в полную мощь он «заработал» только в период барокко. Самые известные художники, которые писали такие картины: Джотто ди Бондоне, Никола Пуссен, Питер Пауль Рубенс, Франсуа Буше, Лоуренс Альма-Тадема и некоторые из фресок Микеланджело.
Первые шаги в искусстве Элеоноры Антин
Элеонора Антин начала свой творческий путь в конце пятидесятых в Нью-Йорке в качестве актрисы театра. Искусству обучалась сначала в Средней школе искусств и музыки, а потом в колледже. В 1968 году художница вместе с семьёй переехала в Сан-Диего, где стала преподавателем изобразительных искусств Калифорнийского университета.
Активную деятельность в качестве художника Элеонора начала в начале семидесятых. Мастер писала картины маслом, а затем увлеклась созданием ассамбляжей*.
Ассамбляж — техника декоративно-прикладного искусства. Мастер на плоской основе наклеивает несколько слоёв объёмных деталей. Для выделения некоторых элементов допускается использование красок любого типа.
что такое Ассамбляж
В этот же период Антин начала увлекаться концептуальной фотосъёмкой. Самая известная серия художницы «100 сапог». Фотографии были напечатаны на почтовых открытках, которые были разосланы по всему миру. Позже Элеонора придумала и воплотила множество проектов в стиле альтер-эго, которые отражали не только характер художницы, но и выдуманных ей лирических персонажей:
- Король (1972 год)
- Балерина и бродяга (1974)
- Приключения медсестры (1976)
- Из архивов современного искусства (1987)
«Исторические вариации»
Первый проект на исторические темы Антин посвятила дореволюционной России и обороне Севастополя. На фотографиях из серии «Воспоминания о моей жизни с Дягилевым» художница рассказывает мифическую историю о балерине «Русских сезонов». Главную героиню фотопроекта зовут Элеонора Антинова — фотохудожница взяла за основу свои имя и фамилию и перевела их на русский язык.
В 2002 году Элеонора создала несколько проектов, посвящённых греческой мифологии. Некоторые из снимков сделаны по картинам известных художников.
Всю жизнь я питала страсть к Древней Греции, с тех пор как прочитала книгу по мифологии. Я была ещё ребёнком, но уже тогда подумала, как бы было здорово жить в Древней Греции.
Элеонора Антин
Аллегория и аллюзия являются одними из самых сложных риторических форм в искусстве. Фотопроект о древней цивилизации представляет собой собрание из нескольких крупномасштабных работ. Модели задействованы в сценах, которые ранее привлекали художников старой школы. Несмотря на то что легендарные пирушки нимф и сатиров в современном варианте Элеоноры больше похожи на репетицию молодых актёров театра, серия снимков произвела фурор среди художников-концептуалистов.
Сейчас Элеоноре Антин 87 лет. В силу возраста она больше не создаёт масштабных проектов, но старается посещать выставки молодых талантливых мастеров разных сфер искусства. Сама женщина вошла в историю культуры как самая остроумная художница-феминистка.