Сегодня, когда художник творит, ориентируясь на вкусы богатых клиентов, чаще всего ничего хорошего из этого не получается. Однако в прошлом просвещённые короли и императоры сами придумывали собственные стили. Именно это происходило в восемнадцатом веке во Франции.
Рококо и Маркиза де Помпадур
В мире начинались изменения, которым было трудно сопротивляться. Предприимчивые крестьяне богатели и формировали буржуазию. Они набирали всё больший вес в обществе, а дворяне использовали против них своё оружие – образованность и культуру. Знаменитая придворная дама Маркиза Де Помпадур придумала стиль рококо. В интерьерах этого стиля мощные, густые цвета барокко были заменены на лёгкие и мягкие оттенки (бирюзовый, салатовый, голубой и розовый). Все предметы интерьера стали тоньше. Мебель того времени стояла тонких ножках и имела сложные изгибы. Но сами корпуса комодов, стульев и диванов остались прямоугольными и целостными. Стиль рококо боролся с прямыми линиями. Даже тела людей на картинах и статуях разворачивались по синусоиде.
Атмосфера стиля рококо – это идеализованный, выдуманный мир, в котором взрослые люди ведут себя как дети. Подобная инфантильность рококо маскировала одну из самых развратных эпох в истории. Поэтому этот стиль был неискренним. Но кому новый стиль пришёлся по душе, так это детям, особенно девочкам. В прошлом о детях думали как о «маленьких взрослых», порой им даже запрещали играть, и только в рококо детские комнаты и и комнаты для подростков стали обставлять осмысленно. Орнамент в эпоху рококо сильно изменился. Хотя использовались и старые мотивы, главной отличительной чертой стал рокайль – украшение, напоминающее завиток раковины и кораллы.
Неоклассицизм и Мария — Антуанетта
Мария — Антуанетта в эпоху, когда она была правящей королевой, она успела стать законодательницей мод. Именно благодаря ей развивался неоклассицизм в интерьере. Хотя сам по себе неоклассицизм был продолжением традиции, существовавшей со времён Николя Пуссена. Менять цветовую гамму королева не стала, цвета так и остались пастельными. Новшеством были элементы, взятые из крестьянского быта (грабли, косы). Классицизм повлиял на все виды искусства.
Культ порядка и разумности, свойственный классицизму, повлиял на литературу, в которой появились высокий и низкий стили. В классическом театре провозглашалось единство места, времени и действия (действие происходит в одном месте за одни сутки и развивается по прямой, без ответвлений сюжета). Классицизм повлиял также и на живопись. Люди в неоклассических картинах почти лишены эмоций, и одежда и сами фигуры невесомы и кажутся бесплотными.
Ампир и Наполеон
Искусство республик обычно всегда проще и аскетичнее искусства монархий. Это можно заметить на примере Древнего Рима. Но парадокс в том, что после победы республики, новый стиль не появился. Конечно, были и смелые эксперименты. Так, работы архитектора Леду очень похожи на опыты конструктивистов, но тогда всё это было бумажной архитектурой. Мир искусства не был готов к таким переменам.
Наполеон проявил себя не только как полководец, но и как художник, создав новый стиль. Ампир некоторые искусствоведы относят к позднему классицизму. Но некоторые считают его отдельным стилем. Конечно же, война не могла не сказаться на искусстве. В архитектуру проникает военная символика. Все эти элементы обыграны в античном духе. Это древнегреческие шлемы, мечи, ликторские пучки римской стражи. Сам орнамент ампира некоторые сравнивают с войском, идущим строем. Колосья и цветы тесно соприкасаются, как солдаты, дышащие друг другу в затылок. Для этого стиля также обычны огромные нарисованные вазоны с цветами.
Цвета ампира стали более плотными и психологически тяжёлыми (матовые жёлтые, голубые, красные, пурпурные оттенки).
В своё время воображение европейцев поразила архитектура Древнего Египта. Многие принципы построения Наполеоновские архитекторы позаимствовали из архитектуры пирамид. Так, эти принципы ясно видны в конструкции Триумфальной арки. А в Москве, в Архангельском, по сей день сохранилась такая диковинка, как изображение священного скарабея.
Удивительно, но Москва после ударов врага восстанавливалась в стиле завоевателей. Разница была лишь в том, что московские усадьбы были гораздо менее помпезными, чем французские. Измученным после войны людям хотелось простого уюта, и это естественно.
После окончания эпохи ампира, на протяжении всего девятнадцатого века в архитектуре царила анархия. Никто не мог придумать новое искусство, которое отразило бы дух изменившегося мира. Необарочные и неоренессансные дворцы вырастали рядом с фабриками в демократических государствах. И теперь уже не короли и не «сильные мира сего», а сами художники должны были указать, как создавать новое и современное, открыть путь к новым шедеврам.