Сложно переоценить деятельность Третьякова для России. Созданная им галерея — идеальное место для ценителей настоящего искусства, где можно насладиться живописью великолепных мастеров. Павел Михайлович уважал художников, картины которых собирал, поддерживал с ними дружественные отношения. Но история сохранила случаи, когда серьёзный повод становился причиной разногласий между коллекционером и живописцами.
Скипидар стал яблоком раздора
Однажды Третьяков приобрёл у Константина Савицкого произведение «Встреча иконы». Картина быстро покрылась трещинами, облака потеряли форму. Павел Михайлович обратился к мастеру с просьбой отреставрировать полотно. Художник не отказал, но приехал исправлять дефекты, когда Третьякова не было в галерее. Когда Павел Михайлович лицезрел розовые облака на серо-холодном фоне, он приказал смыть свежий слой краски скипидаром.
Через несколько лет коллекционер приобрёл картину Ивана Шишкина «Медвежье семейство в лесу» (Утро в сосновом лесу). Когда произведение привезли в галерею, Третьяков под подписью автора обнаружил автограф Савицкого. Именно он нарисовал на полотне медведей. Шишкин не отрицал партнерство коллеги, но коллекционера предупредить забыл. Павел Михайлович снова воспользовался скипидаром и стёр подпись соавтора. Савицкий остался крайне недоволен. Отношения между мужчинами испортились навсегда.
Надменность не приветствовал
Третьяков не мог терпеть в людях чванливость. Однажды он приобрёл у художника Павла Яковлева два произведения: «На пожарище» и «После градобития». Следующую свою работу живописец представил зрителю в отдельном зале, а во время выставки прорекламировал себя, указав, что 2 его картины уже размещены в Третьяковской галерее. После такого поступка Павел Михайлович не только не купил новую работу Яковлева, но и убрал из экспозиции собственной галереи полотно «На пожарище».
Разошлись пути-дороги Третьякова и с художником Константином Маковским. В начале своего собирательства Павел Михайлович купил у мастера 3 картины. Но однажды Маковский написал полотно «Смерть Ивана Грозного», а затем приехал к Третьякову и стал предлагать ему приобрести картину, заявляя, что его царь не хуже работы Ильи Репина. Коллекционер резко отказал художнику. Маковский перестал общаться с Павлом Михайловичем.
Генриха Семирадского Третьяков не признавал, несмотря на популярность в России. Причина была в решении художника подарить своё произведение Кракову. Такой поступок Павел Михайлович рассматривал как предательство русского народа.
Мог пожертвовать дружбой
С художником Василием Перовым Третьякова связывала многолетняя дружба, причём между семьями. Павел Михайлович ценил талант автора, поддержал его во время разбирательства с картиной «Сельский крестный ход на Пасхе», когда мастера обвинили в богохульстве. Но однажды между приятелями пробежала чёрная кошка.
Третьяков был за границей, а Перов сильно нуждался в деньгах. Он продал «Приезд гувернантки в купеческий дом». Павел Михайлович был разъярён, отказался от общения с художником. Разузнав, кто купил полотно, уговаривал продать шедевр, но тщетно. Приобрести произведение и разместить в галерее удалось спустя несколько лет, отдав взамен другую картину Перова и внушительную денежную сумму.
Помирить бывших друзей пытались супруги и члены семей, но тщетно. Перов начал плодотворно писать. Увидев картину «Птицелов», Павел Михайлович не смог устоять и пошел на хитрость — отправил брата Сергея купить шедевр в личное пользование. Уже через пару месяцев произведение висело в галерее Третьякова с табличкой, указывающей на принадлежность полотна Сергею Михайловичу.
Павел Третьяков половину своей жизни посвятил коллекционированию прекрасных картин, дал возможность соотечественникам и сегодня получать удовольствие от созерцания произведений искусства. Не всегда гладко складывались у него отношения с живописцами, ведь он был человеком, не лишенным эмоций и собственных жизненных принципов.