Если только они не были беременны или не кормили грудью младенца, они мылись не менее двенадцати раз в год. Так велела им их религия. Однако сохранился текст, автор которого жаловался, что женщины сделали мытье себя «обычной практикой».
С практической точки зрения, самыми чистыми женщинами в средневековой Европе были замужние еврейки до наступления менопаузы. Нидда, как называли менструирующую женщину, должна была очиститься в ритуальной ванне, так называемой микве, через семь дней после окончания кровотечения. Только после этого она могла вступить в половую связь со своим мужем.
Не менее двенадцати ванн в год
Миква использовалась и для других целей: ритуальное омовение во время церемонии посвящения новообращенных, омовение, которое совершал каждый ортодоксальный еврей накануне субботы и праздников. Здесь также мыли стеклянные и металлические сосуды и горшки, изготовленные язычниками.
Чистота женщин, пользующихся миквой, объяснялась не столько самим ритуальным купанием, сколько обязательным предварительным омовением, которое предшествовало ему.
Нидда должна была быть физически чистой, включая волосы и ногти, когда она входила в ритуальную ванну, чтобы между водой миквы и телом купальщицы ничего не было.
Исключая периоды беременности и кормления грудью (а предписанное возвращение к половой жизни в середине месячного цикла должно было привести к большому проценту таких периодов) и случаи редких менструаций, это означало, что женщина совершала не менее двенадцати тщательных омовений в год — впечатляющее число для того времени.
Регулярная практика
Некоторым женщинам, похоже, понравилось купание, и они стали делать это чаще. Один раввин ашкеназской общины на севере Франции и в Рейнской области жаловался, что женщины превратили омовение в «обычную практику», гораздо более беззаботную, чем тщательное очищение, предшествующее входу в микву.
А если они моются за несколько дней до посещения ритуальной бани, пишет раввин, то полагают, что этого достаточно, когда за это время «сухая кожа и струпья успели присохнуть к телу, и поэтому святая вода не достигает кожи, так что вся баня становится недействительной».
Несмотря на то, что еврейские женщины были обязаны мыться, Талмуд предписывает соблюдение личной гигиены всем евреям. На его страницах перечислены десять вещей, которыми должен был обладать город или поселение, прежде чем в нем мог жить ученый: общественные бани, суд, учитель, специалист по обрезанию и общественный туалет.
Бани были особенно важны, потому что евреям часто запрещалось купаться в реке, в которой мылись язычники. Если в городе не было банного заведения, или существующее было закрыто для них, или не подходило им по каким-то причинам, они возводили собственную баню.