Мусульманская Испания была самым чистым местом в Европе в раннем Средневековье. В отличие от христианского мира, в исламе внимание к личной гигиене было важным религиозным предписанием. Поэтому неудивительно, что комментатор IX века назвал жителей Андалусии «самыми опрятными людьми на земле».
В то время как христиане на севере Пиренейского полуострова «не мылись и не стирали свою одежду, которую меняли только тогда, когда она разваливалась на куски», бедняки арабского юга якобы были готовы потратить последний пенни на мыло, а не на еду.
Общественные бани
Арабская Испания была переполнена бассейнами, фонтанами и хамамами. В каждом районе была своя баня. Когда в 1236 году христиане завоевали Кордову, в городе было триста турецких бань, а также частные бани с холодной и горячей водой.
В мавританской Испании мужчины и женщины всегда мылись отдельно. Типичным примером является муниципальная баня в Теруэле (Арагон), которая три дня в неделю оставалась закрытой для джентльменов, два других — для дам, а в пятницу открывала свои двери для евреев и мусульман обоих полов, хотя и в разное время. Плата за вход была небольшой, а дети и слуги входили бесплатно.
Хотя всё это звучит здраво и прогрессивно, с христианской точки зрения это попахивало коррупцией и заслуживало осуждения. В римские времена был период, когда испанцы могли похвастаться собственными горячими банями.
Марциалис родился на территории современной Испании, куда он вернулся в конце жизни, поселившись на небольшой ферме в Арагоне — невозможно представить, что этот любитель бань мог вести жизнь, лишённую бань. Но в V веке вестготы завоевали Пиренейский полуостров, опасаясь, что пребывание в горячей воде может превратить мужчин в женоподобных, и сравняли с землёй все существующие бани.
Банные заведения возродились после вторжения мавров в страну в 711 году. Но тогда жители полуострова стали ассоциировать мытьё и чистоту с языческими верованиями ненавистных арабов, а собственную грязь — с истинной верой.
Отвращение испанцев к воде
Историки связывают глубоко укоренившееся и давнее отвращение испанцев к воде и мытью с воспоминаниями о мавританских банях. По словам Ричарда Форда, английского путешественника XIX века, хорошо знакомого с Испанией:
«Монахи тамошних орденов, в соответствии со своей привычкой отстаивать принципы поведения, противоположные арабским, считали грязь мерилом моральной чистоты и благочестия».
В течение многих лет, едя и спя в одном и том же неизменном шерстяном одеянии, они поднимались на вершину самореализации, достигая «olor de santidad».
Этот эвфемистический термин, «запах святости», стал обозначать христианское благочестие, и многие святые были увековечены в то время, как сидящие в собственных экскрементах. Одним из первых дел испанцев во время Реконкисты было разрушение мавританских бань, но хамам уцелел. Крестоносцам суждено было обнаружить и вернуть его в европейскую колыбель.