Не секрет, что в своих картинах, художник Борис Кустодиев часто воспевал женскую красоту. «Русская Венера» — одна из самых популярных работ мастера, и является своеобразным гимном красоте русских барышень. Есть мнение, что Кустодиев опирался на образ Венеры Сандро Боттичелли, написанной в конце 15 — го века. Итальянец написал богиню красоты родившуюся из морской пены, а наш Кустодиев ничего лучше не придумал, и изобразил девушку в русской бане.
Работа над картиной началась в тяжёлые послереволюционные годы, когда люди делили буханку хлеба на всю семью. Что уж говорить о том, чтобы достать нормальные краски и холст художнику. Поэтому Кустодиеву ничего не оставалось, как пожертвовать одной из своих из картин. Он выбрал семейный портрет, где все его родные чаёвничают на веранде дачи.
На обратной стороне идиллического сюжета была написана «Русская Венера». Между написанием обоих сюжетов прошло около 20 лет. И получилось так, то что с одной стороны его дочери всего год от роду, а на другой она уже выглядит как прекрасная богиня, олицетворяющая красоту русских девушек.
В качестве натурщицы выступала дочь художника, но срисовал он только её лицо, так как было неуместным просить девушку раздеться. Сначала Борис пригласил в качестве модели Елену Николаеву. Художник сделал около 50 эскизов карандашом. Когда же дело дошло до масляных красок, он позвал свою дочь, и закончил картину. Вообще, дочь художника Ирина, была его любимой натурщицей. В том же году после «Русской Венеры», Кустодиев напишет ещё одну картину с ёё изображением «Портрет дочери Ирины в синем платье».
Сам процесс создания «Русской Венеры» был довольно занимательным. Например, согласно задумке Кустодиева, девушка должна была позировать среди большого количества мыльных пузырей. Художнику никак не удавалось выстроить их правильную форму и цвет, так как они быстро лопались. Поэтому одной рукой он держал кисть, а другой взбивал мочалкой пузыри, чтобы они не переставая кружили по всей бане.
Интересная ситуация случилась и с берёзовым веником, которым Венера прикрывает участки тела. Так как банный веник было приобрести довольно сложно, то сначала она прикрывалась линейкой. Затем, когда Борису всё — таки удалось раздобыть настоящий атрибут, он был дорисован.
Сейчас полотно экспонируется в Нижегородском музее. Картины выставлена так, чтобы зритель мог увидеть обе её стороны.