Примерно до конца 15 века искусство Возрождения существовало только в одной стране. Это была Италия, самая первая страна, вышедшая в культурном плане из времен Средневековья. На протяжении нескольких столетий это государство существенно опережало своих северных соседей, все еще остававшихся средневековыми во всех отношениях. Но к концу 15-началу 16 века новая культура стала распространяться за пределы Италии, прежде всего в странах Западной Европы. Германия, Нидерланды, Франция переняли эстафету, и культура этих стран также начала переживать серьезные изменения.
Искусство каждой из этих стран имело свои отличительные особенности. Но их объединял также и ряд общих черт. По этим чертам их произведения искусства можно было отличить от произведений, создаваемых творцами итальянского Возрождения. Поэтому все, что было создано в странах Западной Европы в 16 веке, носит общее название искусства Северного Возрождения.
На самом деле, термин «Возрождение» в контексте культуры стран Западной Европы употребляется с определенной оговоркой. Это не было Возрождением в полном смысле слова, так как если в Италии возрождалась из небытия великая античная культура, то более северные страны, наследницы варварских государств, по понятным причинам ничего возрождать не могли. Однако культура Северного Возрождения называется так потому, что имеет ряд общих черт с итальянским.
Общие черты Северного и итальянского Возрождения
- – Начало постепенного отхода от религиозности, темы религии в искусстве, заканчивается абсолютное господство библейских сюжетов. Появляется интерес к другим сторонам жизни.
- – Интерес к человеку не только как творению Бога, но как самоценному существу. Бурное развитие жанра портрета в связи с этим.
- – Гуманизм, любовь к ближнему против суровости и даже определенной жестокости Средневековья
- – Отказ признавать христианское мировоззрение единственно правильным и возможным, интерес к другим религиям
Различия Северного и итальянского Возрождения
Возрождение в Италии базировалось на основании достижений античной цивилизации, культуры и искусства. У стран Западной Европы такого культурного багажа в прошлом не было, в дохристианскую эпоху на их территориях проживали различные племена варваров.
– Религиозной основой итальянского возрождения было почитание богов, которым служили жители античной цивилизации. В то время как идеологи этого процесса, находившиеся севернее и западнее, принимали за основу смесь пантеизма, присущего варварским племенам, и христианства.
– Исходя из этого, для итальянцев главной задачей было приблизиться к античному идеалу. Северное Возрождение утверждало, главным образом, ценность каждого конкретного человека, уникального и неповторимого.
Главные особенности Северного Возрождения
- — Попытки в какой-то степени воскресить гуманизм раннехристианской религии, когда церковь еще не имела большой власти и моральные устои верующих людей отличались от тех, что сформировались впоследствии.
- – Обожествление природы, Бог по-прежнему есть, но он растворен в природных явлениях и процессах.
- – Интерес к человеку самому по себе, его индивидуальным чертам, присущим одному ему, его личному жизненному опыту.
- – В живописи – портретный жанр, относительно неяркие, приглушенные цвета, исключением выступают в основном оттенки красного.
- – Также впервые появляется пейзаж как самостоятельный жанр. Если Бог есть природа, то она, безусловно, достойна того, чтобы быть изображенной.
- – Внимание к социальным проблемам, таким как необходимость обновления структуры церкви и государства, бедности населения и некоторым другим.