Архитектор и живописец Рафаэль Санти — один из самых известных представителей флорентийской школы. Много времени художник проводит в Ватикане, расписывая стены церквей и дворцовых комнат. Здесь же он черпает вдохновение для своих произведений.
Мадонна ди фолиньо Рафаэль
По мнению большинства, это период, когда талант мастера достигает своего апогея. В это время Рафаэль по заказу папского секретаря Сиджизмондо де Конти пишет «Мадонну ди Фолиньо». Название свое она получила по месту первоначального ее пребывания, в одной из церквей в Фолиньо. Находя общие черты в характере композиции и количестве персонажей в картинах, эту работу Рафаэля по праву можно назвать предшественницей и «сестрой» всемирно известной «Сикстинской Мадонны». Так же её так называют, потому что исходящий от неё свет, который к сожалению невозможно передать на экране монитора, схож с образом Сикстинской.
Образ Богоматери с младенцем на руках был одним из ведущих мотивов творчества Рафаэля. На протяжении многих лет он возвращался к этой теме, стараясь отыскать новый способ изображения, играя со светом и разными техниками.
Ему удается воплотить свои задумки при создании «Мадонны ди Фолиньо». Мадонна с младенцем Христом будто парит в облаках на фоне позолоченного диска солнца, знака ее небесной славы. Если присмотреться внимательнее к тому, что окружает Марию по обеим сторонам, то можно увидеть херувимов, как бы являющихся продолжением небес. Они словно защитный щит для маленького Христа.
На заднем фоне мы наблюдаем виды города Фолиньо, а точнее, облик дома Сиджизмондо де Конти, озаренного светом, чем-то напоминающим форму радуги. По одной из версий, это была молния, которая чудом не попала прямо в дом, а ударила рядом, ничего не повредив. Столь счастливое событие и послужило причиной написания данной картины, где помимо Богоматери и Христа присутствует и сам заказчик: изображенный справа на картине, он устремил свой взгляд вверх, вознося свою благодарность в молитве. Рядом с ним находится Св. Иероним, который и показывает Конти на тех, кому он должен быть обязан за свое спасение. Слева разместились Иоанн Креститель и Св. Франциск, который стоя на коленях, тянет руки вверх, уповая и вверяя полностью себя небесам и их воли.
Говоря об образе Мадонны, нельзя не отменить строгость и простоту ее изображения, которые одновременно сопряжены с невероятной теплотой и заботой, излучаемой по отношению к своему чаду.
В картине четко прослеживается деление на земное и небесное. Эти две части очень далеки друг от друга, но с другой стороны, они неразрывно связаны. В подтверждение этому внизу картины помещен ангел с табличкой, на которой изначально должна была быть памятная надпись. В данной работе образ ангела является неким связующим элементом, олицетворением нашей связи с Богом, неразрывности этой связи.
Сегодня данное полотно пережило не одну реставрацию, и уже с трудом можно сказать, где на картине действительно рука великого мастера. И даже, несмотря на этот факт, образ Мадонны с младенцем, изображенный в этой картине, является очень важной ступенькой на пути создания главного шедевра Рафаэля.