Ватикан – признанная сокровищница шедевров мирового искусства. Особенно впечатляет посетителей Сикстинская капелла, потолок и стены которой покрыты великолепными фресками великого Микеланджело Буанароти. Посетители капеллы в немом восторге рассматривают сюжеты, которыми украшена капелла. Микеланджело создавал свои фрески по заказу папы Юлия II. Он выполнил девять фресок, особенно известной и впечатляющей из которых стала «рождение Адама». Она же дала пищу для размышлений большому количеству искусствоведов и даже ученых.
На фреске изображен сюжет создания Богом человека по своему образу и подобию. Создатель изображен в образе античного старца в развевающемся плаще, протягивающим руку своему творению, Адаму, пробуждая его к жизни. Фигура самого Адама зеркально повторяет позу Бога, тем самым иллюстрируя библейскую истину. Внимание зрителя сосредоточено на середине композиции, месте, где почти встречаются безвольная рука Адама и сильная, пробуждающая к жизни рука самого Господа. По мнению искусствоведов в этом сюжете передан момент не самого таинства сотворения человека, а тот самый момент, когда человек получает душу, соединение божественного и человеческого, жажду познания и стремления к поиску.
Многие исследователи спорят о том, кого художник изобразил рядом с Создателем на фоне развевающегося плаща. Женская фигура многими трактуется, как образ Евы, будущей жены первого человека. Не случайно ее образ располагается под рукой Бога. Однако при внимательном рассмотрении картины более реалистичным кажется другой вариант. Возможно, это образ будущей Девы Марии, матери Иисуса Христа, сына божьего и человеческого, который придет на землю во имя спасения человечества. В подтверждение этой теории можно разглядеть изображение младенца рядом с женским образом, да и рука Создателя касается его плеча.
Если внимательно рассматривать эту удивительную фреску, можно заметить ее необычность для такого помещения, как христианская капелла. Образы людей и Творца написаны в традициях эпохи Возрождения, когда особенное внимание уделялось красоте и изяществу человеческого тела. Микеланджело демонстрирует в своем шедевре идеальное знание анатомии человека. Основная мысль, переданная художником, заключается в том, что понимание постулата о том, что человек создан по образу и подобию Бога, означает наделение его способностью мыслить. В пользу этой теории говорит один неоспоримый факт.
Если внимательно присмотреться к изображению плаща, который свободно развевается вокруг Создателя, можно ясно увидеть почти детальное изображение человеческого мозга. И неудивительно, что многие исследователи считают, что Микеланджело изобразил Творца как источник Божественного разума. Причем в буквальном смысле.
В доказательство этой теории приводится тот общеизвестный факт, что великий мастер имел большой опыт работы по изучению анатомии человека и даже вскрывал трупы, дабы изучить до мельчайших подробностей строение человеческого организма. Одним из первых обратил внимание на эту интереснейшую деталь американский врач Френк Линн Мешбергер. По его мнению, на фреске очень детально изображено строение мозга со всеми органами и линиями, которые легко угадываются врачами-нейрохиругами. И женский образ, помещенный в месте извилины мозга, которая управляет сложными движениями человека, приобретает совсем иной смысл. В данном контексте исследователи считают, что художник изобразил Софию, Божественную мудрость. Что, кстати, также не противоречит Божественному писанию, согласно которому во время сотворения мира и человека Премудрость сопровождала Великого Творца.