Сколько раз в год мылись монахи Средневековья
Распад Римской империи определённо оказал негативное влияние на чистоплотность жителей средневековой Европы. Сохранившиеся источники позволяют нам относительно многое сказать о состоянии личной гигиены монахов.
От раннего Средневековья не сохранилось ни чанов, ни ванн, но в монастырях и инстанциях, которые действовали как приюты для престарелых и бедных, предположительно использовались большие деревянные чаны.
В письмах, дневниках, песнях, эпических поэмах, хрониках и других важных письменных источниках того периода, упоминания о личной гигиене встречаются крайне редко.
Сложные системы водоснабжения и канализации
Неизвестно, как часто люди мылись, но учитывая утомительность подготовки воды для купания и явное отсутствие интереса к вопросам чистоты, можно с большой долей вероятности предположить, что «не очень тщательно» и «нечасто».
Гигиенические обычаи раннего Средневековья, которые известны относительно хорошо, практиковались монахами грамотными и стремящимися документировать монастырскую жизнь, что представляло определённую новизну.
Монастырь должен был обеспечить надлежащие условия жизни для сотен мужчин, при этом монахи могли лучше других понять механизм, с помощью которого работали чудеса римской инженерии.
Монахи разработали сложные системы водоснабжения и канализации, причём свинцовые или деревянные трубы иногда доставляли воду на расстояние нескольких миль, как это было в некоторых английских монастырях.
Регулируемая кранами, вода стекала в кухонные раковины, ванны для стирки белья и в умывальные комнаты, где, согласно правилам красивого поведения, перед едой следовало мыть руки и лицо. Узкий и длинный рукомойник до сих пор можно увидеть в клуатрах Глостерского собора.
Сколько раз в год мылись монахи
Следуя примеру Иисуса, монахи приветствовали посетителей, прибывающих в монастырь, омовением рук и ног. Они заботились о своей чистоте — в некоторых монастырях каждую субботу послушники подвергались педантичным процедурам — не прибегая к полному омовению, предназначенному для исключительных и редких случаев.
Холодные ванны предписывались монахам, мучимыми плотскими похотями, а тёплые ванны рекомендовались больным. В швейцарском монастыре Святого Галла в IX веке были бани во внутреннем дворе, и баня в самом монастыре.
Принятие ванн перед Рождеством в Кентерберийском монастыре проходило в атмосфере, которую трудно назвать праздничной. Монахи собирались в монастыре и группами вызывались в баню. Они мылись в тишине в комнатах, отделённых занавесками, и как можно быстрее.
В некоторых монастырях разрешалось три купания в год, обычно перед великими праздниками: Рождеством, Пасхой и Пятидесятницей. Те монахи, в которых святость преобладала над любовью к целомудрию, могли отказаться от одного или даже от всех трёх праздников.
Три купания в год обеспечивали уровень гигиены, который, вероятно, отличался от стандартов представителей высших классов того времени, но превышал крестьянские стандарты.